Три недели назад Хавьер Солана еще восхищался прогрессом, достигнутом в Митровице. Через год проблема разделенного города может быть разрешена, надеялся верховный представитель Евросоюза по единой внешней политике. Но через двадцать дней разразилась новая локальная гражданская война, которая, возможно, является плохим предвестником еще более плохих событий.
На следующий день после первых ожесточенных боев за мост через реку Ибар в Белграде и Нише запылали мечети, а в Обилике и Призрене - православные церкви. Хулиганы в сербской и косоварской столицах ополчились против своих этнических врагов. Люди побежали целыми семьями от разномастных банд националистов.
Почти день в день пять лет спустя после той войны, которую НАТО вело против Сербии под лозунгами о соблюдении норм международного права, после прибытия в страну миссии ООН под названием Unmik, которой так и не удалось установить мир, все вернулось на круги своя. К конфликту, последствия которого скажутся на всем Косово.
Разделение многонационального государства на "моноэтнические" области, которое должно было стабилизировать ситуацию, на самом деле ничего не стабилизировало, а лишь послужило питательной почвой для шовинизма, который уничтожил Югославию и разрушил жизнь миллионов людей.
Разрешить ситуацию военным путем не получилось и не могло получиться, поскольку другие методы даже не обсуждались. То, что теперь в зону боевых действий опять прибывает подкрепление - это не более чем беспомощная реакция на развитие событий, которое стало неизбежным из-за целенаправленного углубления этнических различий, якобы возможной базы для достижения договоренностей.
Разделение по языковому, религиозному и этническому принципу как раз и разводит людей по враждующим лагерям. Очень легко научиться считать все чужое враждебным, источником всех своих бед, однако итогом такого процесса всегда становится беспредельная жестокость. Это следовало бы знать.