Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 марта 2004 г.

Роберт Хант | Financial Times

Запад должен переоценить свои ставки на Россию

Перевыборы Путина на должность президента Российской Федерации вызвали много сложных вопросов. Продолжит ли Путин курс, цель которого - добиться почти царской власти и уничтожить те рудиментарные остатки принципов взаимоограничения властей, которые еще остались в России? Или же он консолидирует власть для того, чтобы создать основу для более эффективой демократии - и экономики, - чем те, что были созданы в ходе многолетних проб и ошибок.

Немногие в России думают, что возвращение к тоталитарному прошлому еще возможно - будь то царский или большевистский авторитаризм. Сколько бы Путин ни подминал под себя прессу, советскую систему свергли в стране, граждане которой имели значительно меньше доступа к информации, чем в теперешнем обществе, оснащенном мобильными телефонами и интернетом. Сколько бы ни заменяли индивидуальных олигархов государственной олигархией, российская экономика не может существовать в отрыве от тенденций глобализации.

Десять лет назад США и их союзники в ЕС сделали стратегически значимый выбор. Джордж Буш, президент США, провозгласил тезис "единой и свободной Европы", предположительно включающей в себя Россию и другие страны бывшего Советского Союза. Сравнивая и противопоставляя действия по отношению к Германии после двух мировых войн, западные политики предлагали применить по отношению к России вторую модель: поощрение и поддержка для успешного вхождения страны в мировое сообщество, а не изоляция и наказание.

Но поступки Путина убили многие из надежд, которые питали на Западе относительно его приверженности идеалам демократии. Теперь США и Европа должны решить, продолжать ли делать исторические ставки на великое будущее России. Решение, которые они примут, будет в большой степени вынужденным.

Главная забота США в настоящий момент - воина против террора, а взрывы в Мадриде на прошлой неделе сделают эту задачу приоритетной и для Европы. В Вашингтоне сотрудничество России в сфере борьбы с терроризмом рассматривается как очень важный шаг навстречу, поскольку Путин был первым из мировых лидеров, кто связался с президентом Бушем после террористических атак 11 сентября 2001 года. Хотя Россия и останется второразрядной страной еще в течение какого-то времени, ее нельзя спускать со счетов в аспекте той борьбы, которую ведут Штаты на Среднем Востоке, пытаясь одновременно не допустить повторения в Европе конфликтов ХХ века.

Все это в конечном счете - доводы в пользу того, чтобы закрывать глаза на внутреннюю политику Путина. Но до какой степени? В последние пятьдесят лет политика безопасности США в Европе изменилась, теперь она опирается не на теорию баланса сил, а на комбинацию свободной рыночной экономики и демократии. США и страны Европы пытаются в настоящее время применить тот же метод в отношении государств Среднего Востока. Как, спрашивают некоторые, можно обойтись без России в осуществлении этого исторического процесса?

Здесь мы подходим к развилке. Можно ли считать, что экономическая трансформация России хороша сама по себе, что это послужит предпосылкой для становления демократии, опирающейся на средний класс. Подобная модель сработала в Тайване и Южной Корее. Или же экономический прогресс обязательно должен идти рука об руку с социальным и политическим. Последняя формула характеризует тот путь, который прошли Европа и США - правда, не за несколько лет, а за несколько столетий. Именно поэтому общественное мнение на Западе - по крайней мере, в США, негативно настроено в отношении недостатков демократии в России.

С 1991 года в Америке успешно работали над обеспечением "мягкой посадки" России после холодной войны в вопросах, касающихся безопасности. Но США не брали на себя риск предоставлять финансовое обеспечение российским экономическим реформам. Это можно рассматривать как вызов Путину: он должен выбить поддержку извне, необходимую для проведения внутренних реформ. Таким образом, новый кабинет министров - это не просто "новая метла", это признак искренности намерений Путина проводить реформы. В этом смысле очень значим выбор послов в ЕС и ООН на должности премьер-министра и министра иностранных дел.

Учитывая всеобщую заинтересованность в долгосрочном успехе России и в том, чтобы ее позиция в международном сообществе укреплялась, Запад должен принимать слова Путина всерьез и оказывать больше поддержки экономике России. Но, кроме того, надо, чтобы Запад четко установил необходимые вехи политических реформ на второй срок президентства Путина, а так же прояснил уровень терпимости, которую Запад готов проявлять в связи с отступлениями Путина от демократического эксперимента.

Автор статьи - старший консультант в корпорации Rand и бывший представитель США в НАТО ( 1993-1998).

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru