Электронный контроль в разумных пределах необходим, если ЕС хочет защитить своих граждан от терактов. Но одновременно во всех государствах необходимо гарантировать сохранение правовых стандартов. Однако, национальные рефлексы еще сильны. Так, до сих пор европейский ордер на арест действует всего в шести государствах.
- Мистер Уотсон, сегодня в Брюсселе встречаются министры внутренних дел, чтобы найти ответ на события в Мадриде. Чего вы ожидаете от этой встречи?
- Я надеюсь, что на этот раз они со всей серьезностью подойдут к проблеме терроризма. В конце лета 2001 года мы приняли план антитеррористических действий для европейских государств, который предусматривал тесное сотрудничество в рамках Европола, прежде всего между следственными органами, которые собирают данные о транснациональной преступности. Он также предполагал улучшение сотрудничества между прокураторами в рамках Евроюста. Но на практике ничего достигнуто не было. К тому же европейский ордер на арест действует всего в шести странах из пятнадцати.
- После каждого кризиса, каждого нового теракта политики становятся перед микрофонами и говорят: "Мы должны теснее сотрудничать". Вместо того чтобы использовать для этого уже имеющиеся структуры, они создают новые. Но по сути ничего не меняется. Почему?
- Все еще слишком сильны национальные рефлексы, например: в бюджете на будущий год мы хотим выделить 9 млн евро на улучшение обмена данными между спецслужбами государств-членов ЕС. Деньги будут получены за счет перераспределения средств, мы не планируем потратить ни одного дополнительного цента. Но у Совета Европы другие приоритеты. Он готов выделить на укрепление сотрудничества спецслужб всего 1 млн евро. Однако с одним миллионом ничего не добьешься. Следующий пример - это запланированная нами программа по сотрудничеству между аппаратами юстиции стран-членов ЕС; на нее было крайне трудно получать согласие Совета Европы.
- Террористическая угроза потрясет основные ценности нашего демократического общества. Можно ли соблюсти баланс между гражданскими правами и необходимостью обеспечить безопасность людей?
- Я надеюсь. Испания и Великобритания отреагировали на события 11 сентября излишне бурно. Они радикально ограничили гражданские права и свободы. Другие страны отреагировали более умеренно. Они показали, что можно противостоять терроризму без того, чтобы поступаться основополагающими ценностями. Поэтому следует принять предложение Еврокомиссии, которая хочет ввести минимальные юридические стандарты для государств-членов ЕС. Если мы хотим оказать энергичное сопротивление терроризму, не ограничивая права человека и права граждан, мы должны добиться того, чтобы каждый подозреваемый в каждой стране получал хорошего адвоката.
- И этого достаточно, чтобы предотвратить тотальный государственный контроль?
- Позиции правозащитных организаций тоже меняются. На прошлой неделе организация Statewatch сообщила в пресс-релизе, что в разумных пределах электронный контроль необходим, если мы хотим обеспечить гражданам защиту, которую они ожидают от своего государства. Прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация электронных писем, выбираемых по случайному принципу, дают нам информацию, необходимую для предотвращения терактов и других видов транснациональных преступлений.
- Вы намекаете на Echelon, систему контроля, которой американцы пользуются совместно с Великобританией, Канадой, Австралией и Новой Зеландией?
- Штаб-квартира британской разведки находится в моем избирательном округе. Я разговаривал с его сотрудниками. Я знаю, что за работу они выполняют. Я убежден в том, что разведка может работать очень эффективно и при соблюдении гражданских прав.
- Что в настоящий момент важнее: пытаться достичь взаимопонимания с исламистами или интенсифицировать сотрудничество между европейскими разведслужбами?
- Важно и то и другое. Но мы сплошь и рядом недооцениваем воздействие таких называемых "мягких" политических средств. Мы могли бы воспользоваться нашей поддержкой развивающимся странам, нашей социальной политикой, чтобы улучшить отношения между Западом и исламским миром. До сих пор таких попыток не предпринималось. Однако политический инстинкт подсказывает, что мы должны заботиться в первую очередь о том, чтобы две крупнейшие монотеистические мировые религии мирно сосуществовали на нашей планете.
Грэхем Уотсон, 1956 года рождения, член Либерально-демократической партии Великобритании, председатель депутатской группы либералов в Европейском парламенте. Он представлял в Европарламенте план антитеррористических действий, который был принят 6 сентября 2001 года.