Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 марта 2007 г.

Михаэль Людвиг | Frankfurter Allgemeine

Нормальный парень, как Путин

Кого только ни рассматривали в качестве возможного преемника "царя Владимира Путина"! Дмитрия Козака, например. Пока президент, его наставник, не призвал его в Москву, он был заместителем губернатора Санкт-Петербурга. Козак, приятный человек и заядлый курильщик, считался на политическом небосводе восходящей звездой и, кажется, имел блестящие шансы наследовать Путину - пока он не был выдавлен из президентской администрации после захвата заложников в Беслане в 2004 году и не отправлен представителем президента на Северный Кавказ.

Было непонятно, то ли это повышение, то ли ссылка. Однако среди кандидатур возможных преемников Путина Козак больше не появлялся. Согласно конституции на третий срок Путин пойти не может.

Эпоха Ельцина - "смутное время"

Валентину Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга, средства массовой информации "записали" в преемники совершенно серьезно. Бывший врач и министр в правительстве позднего Ельцина, она, чтобы не лишиться расположения Путина, смущенно, но рьяно опровергала эти догадки. Кроме того, предположение, будто в российских условиях пост президента может занять женщина, может все же показаться достаточно смелым.

Ведь если прислушаться к тому, о чем говорят на улице, то ответ на вопрос, кто должен наследовать Путину, как правило, один: это должен быть "мужик", нормальный парень, который крепко держит поводья в своих руках. К этому определению следовало бы еще добавить "как Путин". И это ясно подтверждают опросы, свидетельствующие о популярности Путина и о представлениях о будущем президенте.

Образ борца с олигархами, который вернул государству то, что принадлежит ему по праву, который жестко контролирует политические структуры в стране, этот образ Путина, созданный в Кремле, очевидно, свою службу сослужил. Это особенно хорошо заметно при сравнении с эпохой Ельцина, которая рисуется как "смутное время" и исключительно в черных тонах. И на этом фоне незаметной становится тенденция к установлению при Путине государственного капитализма.

Вырвать страну из пьяной апатии

Прошлой осенью предсказатели остановились на двух политиках, Сергее Иванове и Дмитрии Медведеве, один из которых, по их утверждению, и станет преемником Путина на посту президента. Медведев был возвышен до первого заместителя главы правительства, министр обороны Иванов - до "простого" вице-премьера. Как юрист Медведев, так и Иванов, секретный агент по своей основной профессии, который в 1998 году, когда Путин на короткое время возглавил ФСБ, был его заместителем, являются соратниками нынешнего президента по Санкт-Петербургу.

Медведев стал главой администрации президента и председателем совета директоров в государственном концерне "Газпром", монополисте на рынке природного газа. После его перехода в правительство Путин поручил ему реализацию четырех национальных проектов. Авторство этих проектов стоимостью в несколько миллиардов рублей принадлежит Путину. Один из них призван запустить механизм жилищного строительства и дать людям возможность приобрести квартиры по доступным ценам.

Другие проекты задуманы для того, чтобы реформировать систему образования и здравоохранения или вырвать сонную страну из пьяной апатии и вывести ее на современный уровень. 41-летний Медведев как посланник Кремля объехал всю страну, чтобы проконтролировать выполнение этих программ. Средства массовой информации, контролируемые на государственном уровне, посвятили много времени трансляции "инспекционной поездки" новой московской звезды. В Думе за свою работу Медведев даже удостоился аплодисментов.

Финансовые потоки из центра

Однако когда в феврале Путин предстал перед несколькими сотнями корреспондентов, журналистка с дальневосточной окраины России воспользовалась представившимся ей случаем, и перед телекамерами, работавшими на всю страну, прозвучал ее крик о помощи. Она пожаловалась на то, что людям, бывающим в провинции, и так известно: в некоторых российских регионах и областях власть имущие наживаются на финансовых потоках, идущих из центра.

Путину следовало бы установить прямое правление во Владивостоке и его окрестностях на побережье Тихого океана, чтобы положить конец грабежу, потребовала женщина. И это не было комплиментом в адрес Медведева, который, очевидно, не смог предотвратить перетекание общественных средств в частные руки.

Страдания от фантомных болей

На недавнем Всемирном экономическом саммите в Давосе русские сделали свою ставку на "мистера Медведева". Новый тип менеджера должен был показать, что Россия существует не в иных мирах, и Медведеву перед западными политиками и капитанами экономики на хорошем английском было дозволено подчеркнуть экономико-либеральные грани своего мировоззрения. Но одновременно Медведев является председателем совета директоров "Газпрома", концерна, который Запад отождествляет скорее не с рыночной экономикой, а с государственным капитализмом Путина. И это обстоятельство удержало западное восхищение Медведевым в достаточно умеренных границах.

54-летнему Иванову проще. В качестве министра обороны на международной арене он говорил о внешней и оборонной политике. При этом он демонстрировал очевидное пристрастие к сильным выражениям. Они были нацелены против Запада, американцев, НАТО или маленьких соседних стран. В собственной стране они шли на ура.

Ведь многие, даже те, кто помнит Советский Союз только ребенком, страдают от чего-то вроде фантомных болей из-за отсутствия великой державы СССР и очень чувствительны к громким обещаниям о том, что Россия снова займет в мире подобающее место. Иванов хорошо отвечал критерию энергичного "парня", готового ринуться в бой. Тем не менее, в качестве министра обороны он также нес политическую ответственность за массовые истязания новобранцев - и скоро ему это не забудут.

Никаких "преемников", только кандидаты

Ни Медведев, ни Иванов даже не пытаются публично заявить, хотят ли они занять президентское кресло. Судя по опросам, их перспективы примерно равны. Сам Путин, если такие вопросы следуют, избегает конкретных указаний на личность своего преемника. Недавно он намекнул, что вопреки всеобщим ожиданиям круг кандидатов может расшириться, и заверил, что все, кто принимается в расчет, имеют административный и политический опыт.

Итак, "ничтожество" президентом не станет. Однако, прежде всего, Путин объяснил своим соотечественникам, что решение о будущем президенте будет приниматься самими избирателями по итогам открытой борьбы претендентов. Ведь Россия - это демократическая страна, в которой не может быть никаких "преемников", а только кандидаты, которым придется пройти через горнило выборов.

Разумеется, он воспользуется своим правом и к началу выборной кампании - то есть меньше, чем через год - назовет того из кандидатов, который кажется ему наилучшим. Для властных структур это проявление высочайшей воли это будет приказом на победу "правильного" кандидата.

Престолонаследие и имитация демократии

Опросы показывают, что значительная часть россиян собирается последовать рекомендации Путина. Это связано не только с симпатией к Путину, но и как минимум в той же мере с тем, что в течение последних лет чинились систематические препятствия обучению народа демократии и свободному политическому волеизъявлению. Итак, речь в итоге все же идет о чем-то вроде престолонаследия, в любом случае - об имитации демократии. Сюда также относится удушение оппозиции административными мерами.

Наблюдатели убеждены, что дело не дойдет до того, что уходящий президент поставит на вершину политической пирамиды Иванова, Медведева или кого-то другого. Ведь Путин позаботился о том, чтобы у власти в любом случае остались спецслужбы.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru