Около двух десятков избранных мэров подвергаются преследованиям за злоупотребления или коррупцию на фоне конфликта власти с Кремлем
Один брал взятки, другой платил своим телохранителям деньги из городского бюджета, третий подделал диплом об образовании... Некоторые мэры в России, по всей видимости, являются отпетыми негодяями, если судить по растущему количеству скандалов. Хотя многие из них были избраны при поддержке "Единой России", главной партии власти в России, прокуроры свирепствуют, и более двух десятков мэров находятся под следствием или уже в тюрьме.
Винни-Пух
Во Владивостоке, крупнейшем восточном порту России, недавно арестованный мэр Владимир Николаев обвиняется в целой серии нарушений, от чрезвычайно серьезных до совершенно нелепых. Мэру (на время отстраненному от выполнения своих должностных обязанностей) вменяют в вину незаконную продажу земель и лесов, незаконный заказ чартерных рейсов, трату денег из городской казны на организацию дорогостоящего личного сопровождения из телохранителей и милиционеров, в обязанности которых входила всего лишь охрана его кейса... Прозванный в СМИ Винни-Пухом - для российской публики этот персонаж символизирует вора (ворующего мед) - мэр Владивостока обвиняется в растрате около 3 млн евро из городского бюджета.
В сибирском городе Томске Александр Макаров с декабря находится в заключении по обвинению в "вымогательстве" взяток у местных коммерсантов под угрозой порчи их имущества. Волгоградский мэр Евгений Ищенко также сидит в тюрьме. Его обвиняют в том, что он вместе с одним банкиром создал сеть супермаркетов, обеспечивал для них привилегированные условия и выдавал местным депутатам ежемесячные премии в размере от 1 до 10 тысяч долларов, чтобы "держать их под контролем". Задержанный десять месяцев назад мэр Волгограда инвестировал средства в модернизацию тюремной камеры, для которой по его распоряжению были закуплены тренажеры и новые душевые кабины, сообщают местные газеты.
Диссидент
Наиболее пикантно выглядит дело молодого архангельского мэра Александра Донского, обвиняемого в "подделке" диплома об образовании и "незаконной предпринимательской деятельности". Молодой бизнесмен Александр Донской, выбранный в 2005 году в возрасте 34 лет мэром крупного порта на Белом море, скоро поссорился с губернатором региона, с которым, как это часто происходит в России, шел спор о разделе местных бюджетов и богатств. Чтобы еще больше выделиться, молодой мэр в октябре заявил, что выдвинет свою кандидатуру на ближайших президентских выборах в марте 2008 года, когда будет определяться преемник Владимира Путина. С тех пор его неприятностям нет конца: на работников муниципалитета оказывается давление с тем, чтобы они сообщали о его злодеяниях, выступает с обвинением Александр Донской. Владимир Путин лично, похоже, поощряет такие преследования. В ходе последней ежегодной пресс-конференции он заявил, что мэры должны, прежде всего, "думать об интересах горожан" и улучшать свои отношения с губернаторами. С тех пор мэр Архангельска изображает из себя нового "диссидента" и опасается, что его в любой момент могут арестовать.
Станет ли это очередной "операцией борьбы за чистые руки" с целью показать, что Россия Путина заботится о наведении порядка в своих коррумпированных муниципалитетах? У большинства российских экспертов такое предположение вызывает смех. "Эти процессы скорее имитация борьбы с коррупцией, - объясняет политолог Александр Кынев. - Суть российской политической системы сегодня в том, что она не может жить без коррупции. Если неукоснительно соблюдать законы, надо было бы посадить всех мэров в стране, а также пришлось бы закрыть все предприятия".
Суть проблемы заключена в фундаментальном конфликте между мэрами, избираемыми прямым всеобщим голосованием, и губернаторами, с 2005 года назначаемыми Владимиром Путиным, считает политолог: "Избранные жителями своих городов мэры обладают легитимностью, которая вызывает ревность у губернаторов, тем более что в крупных городах часто концентрируются значительные богатства". По мнению политолога Владимира Прибыловского, "в регионах мэры и губернаторы возглавляют разные группы административно-экономических интересов. Губернатор покровительствует одной группе, мэр - другой. Это старое соперничество, но сегодня губернаторы пользуются поддержкой Кремля, который стремится продлить вертикаль власти до центра Земли".
Демократический фасад
Волна мэров, оказывающихся перед судом, может привести к отмене их выборов посредством прямого голосования, опасается Владимир Прибыловский. Сдерживаемый Европейской хартией о местном самоуправлении, предусматривающей прямые всеобщие выборы в местные органы власти, Кремль пока не готов подавить этот последний элемент демократии, хочет верить политолог Александр Кынев. Чтобы дисциплинировать мэров при сохранении демократического фасада, будет, скорее всего, выбран уже практикуемый метод: череда обвинений и беспрестанных угроз прямо из мэрии оказаться в тюрьме.