Россия и США не смогли преодолеть глубокие разногласия по поводу планируемого Вашингтоном размещения элементов ПРО в Восточной Европе, а также по вопросу подписания нового договора взамен ключевого соглашения о сокращении ядерных вооружений, срок действия которого истекает в будущем году.
Результаты так называемой встречи в формате "два плюс два", в которой приняли участие российские и американские министры обороны и иностранных дел, не сулят в ближайшее время потепления в отношениях двух стран. Через несколько недель в России должна состояться инаугурация Дмитрия Медведева.
В прошлом году температура в отношениях России и США достигла рекордно низкой со времен распада СССР отметки: уходящий президент Владимир Путин жестко критиковал США, которые, по его словам, пытаются создать "однополярный" мир, а Америка выступила с более резкой критикой по поводу наступления на демократию в России.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России, после переговоров со своей американской коллегой Кондолизой Райс и министром обороны США Робертом Гейтсом заявил, что Россия по-прежнему выступает против планов по созданию системы ПРО - несмотря на заверения Гейтса, что для России она не представляет никакой угрозы.
Впрочем, он принял к сведению, что США полны решимости реализовать программу размещения элементов ПРО. Она, как говорят в Вашингтоне, предназначена для отражения ракетной угрозы со стороны "стран-изгоев", таких как Иран. Российская сторона утверждает, что система может представлять угрозу ее стратегическим ядерным силам - прежде всего потому, что в Чехии американцы намерены разместить современную РЛС, которая, как говорят в Москве, позволит сканировать территорию России вплоть до Урала.
Так или иначе, обе стороны старались вести беседу в примирительном тоне, который контрастировал с прохладным отношением, проявленным ими после аналогичных переговоров в прошлом году.
"У нас есть разногласия, но мы можем обсуждать их в атмосфере взаимного уважения", - сказала Райс. Лавров выразил признательность за то, что США не оставили без внимания опасения России в связи с противоракетным щитом. В частности, полгода назад Америка согласилась взять на себя обязательство активировать систему только в том случае, если будут явные признаки, что Иран способен запустить ракеты большой дальности.
"Мы высоко ценим тот факт, что (США), не соглашаясь с нами по существу, признали, что их проект вызывает у нас озабоченность, и сделали несколько предложений, направленных на то, чтобы эту озабоченность облегчить или снять", - сказал Лавров.
Стороны не смогли договориться о замене договора СНВ 1994 года, истекающего в следующем году, который предполагает сокращение стратегических наступательных вооружений.