В четверг лидеры 27 стран-членов Европейского союза собрались в Брюсселе на двухдневный саммит, сообщает журналист The Financial Times Тони Барбер.
Особое внимание будет уделено странам, расположенным между Россией и ЕС. Никогда ранее они не попадали столь часто в фокус внимания Брюсселя, как за последние 12 месяцев: через пять месяцев после кавказской войны и фактического раздробления Грузии произошла очередная газовая российско-украинская война с отключением поставок, в результате чего такие страны, как Словакия и Болгария, буквально замерзали, пишет корреспондент.
В качестве ответа лидеры стран ЕС, как ожидается, одобрят на саммите две инициативы. Первая из них будет нацелена на долгосрочное сокращение зависимости от российских углеводородов. Сейчас 33% нефти и 36% газа поступают в ЕС из России, однако, пишет Барбер со ссылкой на имеющиеся прогнозы, к 2030 году зависимость от газа может вырасти до 60%. Новая энергетическая стратегия предполагает диверсификацию источников поставок и транзитных маршрутов, улучшение газопроводов и электросетей внутри ЕС и особое внимание возобновляемой энергии, сберегающим технологиям и ядерной энергетике.
Вторая инициатива предполагает развитие более тесных отношений со странами так называемого "восточного партнерства", куда входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Неформальная группа была создана в прошлом году Польшей и Швецией отчасти в противовес "Союзу для Средиземноморья", инициированному Францией.
Впрочем, в нынешней обстановке достижение означенных целей в виде снятия торговых барьеров, стремления к безвизовому режиму, принятия норм и правил ЕС кажется менее реалистичным, отмечают эксперты, - и европейские, и постсоветские страны стремятся защитить своих производителей. Более того, присутствие в этом партнерстве не означает даже обещания будущего вступления в ЕС, а это в первую очередь волнует Украину. Между тем, как заявил Томас Валасек из Центра европейских реформ, "ЕС уже сыт по горло, в особенности Украиной".