Йоахим Гаук - личность, способная вызывать крайне противоречивые оценки. Однако уже сегодня многое говорит в пользу того, что для своей страны он станет достойным президентом, утверждает Уве Форкёттер в материале для Frankfurter Rundschau.
"Такой консенсус увидишь нечасто. Йоахим Гаук, новый президент ФРГ, объединил собой всех: христианских демократов Меркель, христианских социалистов во главе с Зеехофером, социал-демократов вокруг Габриэля, а также либералов и зеленых. Весомая коалиция - за исключением Левой партии. Еще никогда до вступления в должность федеральный президент не мог похвастаться такой поддержкой политических сил. И ни один президент не пользовался такой симпатией у населения еще до того, как выступил хотя бы с одной речью на новой должности". Но это с одной стороны, пишет автор.
С другой, говорится в статье, это размах поляризации. Так, старым и новым "левым" заранее не хватает в речах Гаука признаний в верности таким идеям, как справедливость, социальное государство и минимальный размер оплаты труда. "Они воспринимают Гаука как неолиберального идеолога, который с пафосом говорит о свободе, имея в виду лишь свободу финансовых рынков", - пишет автор.
Интеллектуалам в мигрантской среде уже не хватает предшественника Гаука Вульфа, который говорил о том, что ислам является неотъемлемой частью образа Германии XXI века. Какой будет позиция нового президента в этом вопросе - пока неясно. Активисты движения Occupy, а также всевозможные интернет-активисты сетуют на непонимание Гауком их чаяний.
И все же, пишет автор, у Гаука есть все шансы стать достойным представителем своей страны - он умеет выступать с речами, при этом ему всегда было что сказать. "Впервые государство будет возглавлять выходец из Восточной Германии, как в свое время Ангела Меркель стала первой главой правительства из ГДР. (...) И тот факт, что об этом мало писалось и говорилось, свидетельствует о том, насколько Германия изменилась за последние 20 лет, обратившись к восточной своей части, пустив в политику женщин и протестантскую идеологию".
Темой жизни Гаука стала тема свободы, замечает автор. "Для него, прошедшего путь становления личности в ГДР, это понятие связано в первую очередь со свободой слова, выбора, перемещений и не является чем-то само собой разумеющимся, как для многих жителей Западной Германии".
И то, "насколько эта тема становится актуальной, доказывает происходящее за пределами страны, пережившей падение стены более двух десятилетий назад. Речь идет о тех арабских странах, которые около года назад восстали против диктаторов, о Сирии, где борьба за свободу приводит к новым жертвам каждый день". Остается только подождать, продолжает автор, что скажет Гаук по ситуации с правами человека в Китае и демократии в России.