"Угроза, нанесенная миропорядку вторжением Владимира Путина в Крым, будет отзываться эхом годами, но одна из главных потерь заслуживает дополнительного внимания - это вопрос о нераспространении ядерного оружия", - пишет The Wall Street Journal в редакционной статье.
Один из уроков, преподнесенных миру российским разделом Украины, состоит в том, что страны, которые отказываются от своего ядерного арсенала, идут на риск.
После раскола Советского Союза в руках Украины оставалось около 1800 единиц ядерного оружия - больше было лишь у России и США. США были обеспокоены тем, что эти боеголовки могут попасть не в те руки, и администрация Клинтона сделала взятие их под контроль приоритетом своей внешней политики. Результатом стал Будапештский меморандум о гарантиях безопасности 1994 года, в рамках которого Украина согласилась подписать Договор о нераспространении ЯО и вернуть свой ядерный арсенал России в обмен на гарантии безопасности со стороны России, США и Великобритании.
Решился бы Владимир Путин вторгнуться в Крым так быстро две недели назад, если бы Киев не сдал тогда оружие? Узнать об этом невозможно, но это, по крайней мере, наверное, заставило бы его помедлить.
Япония и Южная Корея наверняка рассматривают возможность обзавестись ядерным оружием, по мере того как Китай предъявляет им территориальные претензии. И несколько стран Ближнего Востока, в частности Саудовская Аравия, уже обдумывают собственные ядерные возможности, в то время как Иран становится ядерной державой. Судьба Украины лишь еще больше убедит тех, кто считает, что страны не могут доверять гарантиям США.