Акции боевиков-смертников, совершенные в Иерусалиме, Наблусе и Хевроне, связали руки правительству Махмуда Аббаса. Для Израиля на первое место вновь вышел вопрос о судьбе палестинского лидера Ясира Арафата. Еврейское государство возложило на него ответственность за террористические атаки и обвинило в том, что именно он стоит во главе "террористического альянса". Эти акции снизили шансы на реанимацию мирного процесса и реализацию "дорожной карты", которую Израиль отказывается принять. Глава израильского правительства Ариэль Шарон уже объявил об отсрочке своего визита в Вашингтон и срочно созвал кабинет для обсуждения ответных мер.
Вчера вечером израильская армия заявила об установлении полной блокады Западного берега реки Иордан и сектора Газа в ответ на операции смертников.
Две акции камикадзе произошли в Иерусалиме через несколько часов после "неудавшейся" встречи между главной палестинского правительства Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) и его израильским коллегой. Ни одна из группировок не взяла на себя ответственность за эти нападения, в одном из которых погибло семь израильтян. Им предшествовало нападение на поселение близ Наблуса, в ходе которого участники акции были убиты. Еще одно нападение было совершено позавчера вечером в Хевроне, где было убито двое поселенцев.
Эти акции стали предупреждением и для палестинского и для израильского правительств. Его смысл - "сопротивление будет продолжаться до тех пор, пока продолжается оккупация". Хотя, как отмечалось выше, никто не взял на себя ответственность за атаки в Иерусалиме, семья ат-Такрури в Хевроне заявила, что она получила извещение от Движения исламского сопротивления ("Хамас"), в котором говорилось, что исполнителем одной из акций был ее 18-летний сын, являвшийся активистом этого движения.
Ответ Израиля на эти нападения будет зависеть от результатов консультаций, которые провел вчера вечером Шарон с членами кабинета после принятия решения отложить поездку в Вашингтон. Как сообщил частный израильский "10-й канал", ответ правительства будет носить "ограниченный" характер, "чтобы не дестабилизировать правительство Абу Мазена", которое оно считает "умеренным".
Израильские источники заявили, что министр обороны Шауль Мофаз собирается выступить перед членами кабинета со своими рекомендациями, содержащими "план усиленного противодействия терактам". Он предполагает возобновление комендантского часа в палестинских городах, выселение семей террористов-смертников, а также принятие мер против Палестинской администрации и лично Арафата, которого некоторые предлагают "выслать". Пресс-секретарь израильского правительства Ави Пазнер упомянул о "зловещем альянсе между террористическими организациями и Арафатом, который пытается любым путем сорвать миссию Абу Мазена". Он заявил, что Израиль располагает "неопровержимыми доказательствами того, что Арафат пытается помешать мирному процессу, прибегая к своему излюбленному оружию ? террору". В свою очередь, представитель Шарона Раанан Гисин заявил, что не реализация "дорожной карты", а только удаление Арафата может дать надежду на возобновление мирного процесса. Тем не менее наблюдатели считают маловероятным принятие в ближайшее время каких-либо мер против палестинского лидера.
В ожидании ответа Израиля на недавние атаки оккупационные войска ввели комендантский час в Рамаллахе, где размещаются штаб-квартира главы администрации, Законодательный совет и палестинское правительство. Дороги были закрыты, в результате чего палестинские министры не смогли вернуться в город из Газы, где проходило последнее заседание правительства.
В свою очередь, палестинское правительство, которое в своем заявлении осудило атаки, "принесшие горе гражданским лицам", призвало Израиль проявить "выдержку". Палестинский министр информации Набиль Амр заявил, что правительство "всерьез намерено принять меры к прекращению подобного рода операций".
США и Германия осудили акции в Иерусалиме. Москва выразила мнение, что они свидетельствуют о существовании "международной террористической сети", включающей в себя и "палестинских экстремистов".
Атаки произошли через несколько часов после встречи Абу Мазена и Шарона, в оценке которой палестинские источники расходятся. Так, по словам министра информации, переговоры были "полезными и глубокими", а палестинская сторона согласилась продолжать контакты. В то же время советник Арафата Набиль Абу Рудейна заявил, что совещание было "безрезультатным", а Шарон отверг просьбу Абу Мазена принять план "дорожной карты", сославшись на "внутриполитические трудности".
Говоря о содержании переговоров, Набиль Амр указал, что палестинская сторона попросила Шарона объявить о своем одобрении "дорожной карты" и подчеркнула, что выполнение этого плана должно быть не поэтапным, а параллельным. Палестинская сторона также призвала Шарона "прекратить блокаду Арафата, освободить заключенных и остановить строительство поселений". По информации палестинских источников Al-Hayat, максимум, что мог предложить палестинцам Шарон, ? это вывод израильских войск из недавно занятых ими населенных пунктов в северной части сектора Газа в обмен на обязательство палестинской стороны разоружить отряды, действующие в этом районе.