Если Пикассо не стал французом, то лишь потому, что Франция, "мать искусств, оружия и законов", этого не пожелала: такова суть содержания специального номера журнала L'Express, посвященного этому, наверное, самому выдающемуся художнику ХХ века. Главным источником для этой публикации явилось досье, которое наши спецслужбы вели на художника, подозревавшегося в связях с анархистами, с 1901 года ? когда Пикассо приехал во Францию ? и до 1940 года включительно. С этого времени досье попадает в руки немецких оккупантов, с падением рейха в 1945 году переходит в руки КГБ и лишь к 2000 году, благодаря краху коммунизма, возвращается во Францию.
Как следует из этого досье, помеченного номером 74664, в 1911 году Пикассо вызывают в суд за хранение статуэток, украденных из Лувра. В 1907 году Гери Пьере, "секретарь" Гийома Аполлинера, похитил из музея две иберийские статуэтки V и VI вв. до нашей эры и отдал их Пикассо, который, вдохновленный ими, собирался писать своих "Авиньонских девушек". Пикассо подпишет признательное показание, но сумеет выкрутиться, а вот приятелю Аполлинера (кто его выдал, осталось неизвестным) придется поплатиться за этот проступок несколькими днями, проведенными за решеткой.
"Так называемый современный художник"
Завершающая часть досье Пикассо свидетельствует не в пользу нашей страны. В апреле 1940 года, после 35-летнего пребывания у нас, Пикассо, тяжело переживавший успехи фашизма во франкистской Испании, настойчиво добивается предоставления ему французского гражданства. Однако этот запрос "иностранца", "так называемого современного художника, поместившего свои деньги за границей", к тому же "симпатизирующего Советам" ? одним словом, человека, который "с национальной точки зрения должен рассматриваться как лицо подозрительное", ? так и не будет удовлетворен.