Права человека - это инструменты оппозиции, они дают народу эффективное средство по контролю над теми, кто принимает политические решения. Раньше скептики опасались, что в условиях так называемой "плебисцитной демократии" демагоги слева и справа ввергнут страну в дестабилизацию и лихорадочное состояние.
Долгая история прямой демократии в Швейцарии обратила это опасение в его противоположность: права человека исполняют в целом интеграционную и по преимуществу структурно-консервативную функцию. В сочетании с федеративным устройством страны они до сих пор, как правило, содействовали принятию обдуманных и взвешенных решений, учитывающих интересы политических и этнических меньшинств.
Но есть и обратная сторона медали, о которой свидетельствуют жалобы на остановку реформ и политическую косность: тенденциозно структурированные институты обещают стабильность, но сплошь и рядом беспредельно удлиняют пути решения проблем. Иногда для достижения консенсуса по пустяковой проблеме требуется слишком много времени и, соответственно, денег.
Поскольку народ, подходя к избирательным урнам, настроен, как правило, пессимистично и руководствуется, скорее, недоверием, то в случае сомнений он предпочитает статус-кво. Это препятствует не только скорейшему проведению реформ с выделением на эти цели соответствующих средств, но и, к сожалению, быстрому и гибкому приспособлению к изменяющимся рамочным условиям.
Прямая демократия и федерализм, без сомнения, имеют право на существование, однако при этом не нужно молиться на политические институты. Их создание не было самоцелью, поэтому они всегда должны вписываться в рамки политики, полезной для страны.