Чтение длинного приговора в судебном процессе над магнатом Михаилом Ходорковским растянулось по крайней мере на четыре дня, после того как судья в среду объявила перерыв, вызвав этим сдержанный иронический комментарий со стороны некогда самого богатого человека в России.
Когда судья объявила о перерыве заседания до четверга после четырех часов работы, мать Ходорковского Марина подошла к решетке, за которой, в соответствии со стандартной судебной практикой, находится ее сын и его соответчик Платон Лебедев. "Не думал, что будет что-то интереснее, чем речь обвинителя, но это еще интереснее", - сказал Ходорковский.
Его адвокаты не скрывали своего возмущения, жалуясь, что суд намеренно оглашает вердикт всего по несколько часов в день, чтобы ослабить внимание к этому политически щекотливому делу. "Это какой-то ледник!" - восклицает Роберт Амстердам, канадский адвокат из команды защиты.
Российский закон требует, чтобы приговор зачитывался вслух. В отличие от большинства западных стран в российской судебной процедуре оглашение вердикта - это не просто объявление подсудимого виновным или невиновным, а кропотливое суммирование выводов суда в связи с доводами обвинения и защиты. Финальное заключение о виновности будет сделано в самом конце изложения мнения суда о доводах обеих сторон.
Суд, похоже, еще далек от этой стадии. Кипа бумаг, которые предстоит зачитать, - толщиной в несколько дюймов, а на то, чтобы зачитать одну страницу, уходит 10 минут.
Однако те три дня, что идет оглашение вердикта, практически не оставляют сомнений: суд объявит Ходорковского и Лебедева виновными в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве и хищении собственности.
"Суд не может согласиться с доводами защиты", - сказала в среду судья Ирина Колесникова, зачитывая заключение суда о свидетельских показаниях по одному из пунктов обвинения.
Ключевой вопрос: какой срок получит Ходорковский. Адвокаты защиты сказали во вторник, что видят некоторые признаки того, что ему определят более легкое наказание, чем 10 лет лишения свободы, которых требует обвинение.
Судебный процесс по делу Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании ЮКОС, который когда-то распоряжался собственностью в 15 млрд долларов, и его партнера Лебедева подпортил репутацию российской судебной системы и поколебал деловую уверенность в России. Сравнительно мягкий приговор может быть воспринят как средство притупить критику со стороны Запада и успокоить инвесторов.
Наблюдатели говорят, что вооруженный арест Ходорковского в сибирском аэропорту в октябре 2003 года был местью президента Владимира Путина за то, что Ходорковский спонсировал деятельность оппозиционных партий, нарушив тем самым неписаный договор между Кремлем и российскими могущественными бизнесменами, по условиям которого они могут сохранить свои приобретенные сомнительным путем империи, если будут держаться подальше от политики.
"Это не судебный процесс, а сведение счетов", - сказал Шмидт, по сообщению агентства "Интерфакс".
Ходорковский в среду, сидя за решеткой в зале суда, время от времени качал головой и недоверчиво улыбался. Лебедев, по обыкновению, бился над кроссвордом.
Милиция установила заграждения и металлодетекторы по обеим сторонам улицы у стен Мещанского суда, где собрались на демонстрацию противники Ходорковского. Их демонстрация является отражением распространенного среди многих россиян чувства обиды по отношению к бизнесменам его типа, которые невероятно разбогатели в 1990-х годах, после развала Советского Союза.
На одном из плакатов написано: "Ходорковский, покайся и живи по совести!" Оглашение вердикта до сих пор не касалось только одного из семи обвинений - о приобретении Ходорковским и Лебедевым крупной доли в прибыльном заводе удобрений в ходе сфабрикованного аукциона.
Адвокаты защиты говорят, что, похоже, этот пункт был выпущен из дела, так как истек срок давности. Это обвинение было одним из ключевых элементов, и его исключение может предвещать более легкий приговор.
Это дело и параллельный развал ЮКОСа, связанный с предъявлением ему счета на 28 млрд долларов за невыплаченные налоги, спровоцировал резкую критику со стороны некоторых правительств Запада, с которыми Путин пытался наладить отношения.
Судебные заседания этой недели длились считанные часы каждое - совсем немного по сравнению с 10-часовыми заседаниями на ранних этапах разбирательства. Нет никаких объяснений, почему суд работает по такому укороченному графику.
При таком темпе оглашение приговора может растянуться на несколько недель, говорит адвокат Лебедева Елена Липстер.