Затягивание, пристрастные судьи и заказные протесты
В среду Мещанский суд в Москве спустя всего три часа работы, без всякого обоснования снова прервал оглашение приговора в процессе над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Ранее во время процесса, который длился восемь месяцев, судьи заседали по восемь и более часов. Ходатайства адвокатов о перерывах с целью обсуждения со своими клиентами регулярно отклонялись под предлогом, что процесс нельзя затягивать. Теперь руководство, похоже, избрало другую тактику. При сохранении нынешнего темпа оглашение вердикта может занять еще дни и недели. Наблюдатели предполагают, что это сознательное затягивание со ставкой на то, что интерес западных СМИ спадет.
Плохие оценки правовому государству
Дорогостоящий процесс российская сторона вела, настаивая, что преследование Ходорковского и его нефтяного концерна ЮКОС - не политическое. Утверждалось, что речь идет исключительно о квалификации и наказании экономических преступлений независимым судом в соответствии с нормами правового государства. Против этого тезиса о правовом государстве уже с самого начала говорила произвольная избирательность преследования одного олигарха, который в полном согласии с тогдашними властями действовал практические так же, как и другие. Но в отличие от большинства других Ходорковский в последние годы хотя бы пытался перейти на "западные" правила поведения, платил относительно высокие налоги и открыто критиковал коррупцию.
Чем больше сейчас становится очевидными, что процесс над неугодным олигархом используется государством и его органами для демонстрации власти, тем больше аргумент о правовом государстве превращается в фарс. То, что в своем затрудненном для понимания приговоре судьи до сих пор излагали лишь версию прокуратуры и совсем серьезно не рассматривали аргументы защиты, в любом случае не укрепляет веру в независимость российского правосудия. Отец Ходорковский в среду в интервью агентству "Интерфакс" с отвращением говорил о пропагандистском спектакле, а адвокат Лебедева Елена Липстер заявила, что ей лишь пришлось констатировать, что ее работа была совершенно излишней. Ей, собственно, уже вообще не нужно ходить на оглашение приговора.
Г-жа Лойтхойзер-Шнарренбергер, в прошлом министр юстиции Германии, которая в качестве докладчицы Совета Европы занималась этим процессом, в заявлении для прессы возмущенно сообщила, что оглашение приговора напоминает ратификацию обвинительного акта. Это, по ее словам, подтверждает опасения Совета Европы, что приговор грозит стать сигналом юридической неопределенности для всех зарубежных стран.
Своеобразные меры безопасности
После того как полиция и спецназ к началу оглашения приговора в понедельник силой разогнали демонстрацию сотен сторонников Ходорковского, теперь они приняли меры безопасности особого рода, закрыв для них весь район. Однако непосредственно перед судом людям разрешают поднимать "правильные" плакаты с лозунгами типа "Ходорковский, покайся и живи по закону!". Некоторые демонстранты охотно сообщили репортерам, которых пустили к суду, что плакаты им раздали и что они стоят здесь по приказу.