Подконтрольная экскурсия по Андижану. Неизвестная власть в пограничном Карасу
Режим узбекского президента Каримова категорически отрицает, что силы безопасности расстреляли в пятницу в Андижане невооруженных демонстрантов. В среду правительство организовало полностью подконтрольную экскурсию по Андижану для иностранных дипломатов и журналистов.
В среду власти Узбекистана под руководством узбекского министра внутренних дел Алматова организовали поездку 80 дипломатов и иностранных корреспондентов в Андижан. В десять утра их самолет приземлился, и гостей под строгим надзором провезли по узбекскому городу в Ферганской долине, где войска, подчиненные узбекскому министру внутренних дел, без предварительного предупреждения стреляли в пятницу в многотысячную толпу. Дипломаты и журналисты не имели возможности поговорить с андижанцами без того, чтобы их беседа не контролировалась: свидетели предоставлялись лишь "проверенные".
Резкое выступление Каримова
Гостям показали как тюрьму, которую в ночь с четверга на пятницу взяли штурмом демонстранты, так и разграбленную казарму, им дали возможность побывать на центральной площади Андижана, где в пятницу произошла бойня. Посредством организованной экскурсии узбекское правительство стремится обосновать официальную версию событий в Андижане.
Во вторник вечером на пресс-конференции узбекский прокурор и президент Ислам Каримов яростно утверждали, что узбекские силы безопасности в пятницу не открывали огонь по невооруженным людям. Они отрицали, что вечером в пятницу на центральной площади Андижана собралась многотысячная толпа. Президент еще раз заявил, что в ночь с четверга на пятницу группа террористов-исламистов заняла город, а узбекское правительство на переговорах безрезультатно предлагало им возможность беспрепятственного ухода.
Затем в своем более чем прочувствованном двухчасовом монологе, который один из присутствующих там дипломатов назвал циничным, Каримов обвинил во лжи и клевете некоторых журналистов, которые работали на месте событий. Когда солдаты внутренних войск из движущихся бронемашин открыли огонь по тысячам демонстрантов в Андижане без какого-либо предварительного предупреждения, на центральной площади не было ни телекамер, ни фотожурналистов, так что никаких визуальных свидетельств кровавого подавления митинга не существует. Однако там находились один обозреватель и несколько корреспондентов, которые собственными глазами видели, как примерно в 17:30 внезапно появились броневики и открыли огонь по демонстрантам.
К тому времени в Андижане собралось несколько тысяч человек. Большинство из них - невооруженные граждане, с некоторыми обозреватель успел пообщаться. Тех, которые были вооружены автоматами Калашникова и бутылками с "коктейлем Молотова", обозреватель на площади не видел; они находились за решетчатым забором, окружающим резиденцию губернатора. Перед нападением сил безопасности никто из журналистов не слышал, чтобы люди на площади или те, которые находились в захваченном здании администрации, стреляли в солдат внутренних войск.
Град пуль
Вместе с запаниковавшей толпой журналисты под градом пуль вынуждены были бежать с площади во внутренние дворы. Обозреватель видел, как пули попадали в людей и те падали замертво, одна из его коллег лишь чудом избежала смерти - пуля застряла в блокноте, лежавшем у нее в рюкзаке.
Прокуратура в Ташкенте назвала число жертв - 169 человек. Среди них 32 бойца из правительственных войск, а также три женщины и двое детей, еще раньше захваченных повстанцами в заложники. Прокуратура утверждает, что большинство убитых были вооружены. Однако преобладающее большинство на площади оружия не имело. В непосредственной близости от обозревателя от пуль пало четыре человека. Пулеметные очереди, выпущенные в толпу, а также свидетельства многочисленных очевидцев позволяют предположить, что убитых было несколько сотен.
В то время как узбекский министр внутренних дел сопровождал дипломатов и журналистов в их поездке по Андижану, неизвестная группировка взяла под свой контроль расположенный на севере от Андижана пограничный город Карасу. В субботу несколько сотен человек, применив силу, восстановили в Карасу пограничный мост и оцепили местное управление полиции. С тех пор узбекские силы безопасности больше не контролируют город. По мосту через реку люди могут беспрепятственно перейти в Кыргызстан. Узбекских пограничников там нет. Беженцев бегло проверяют только на одной стороне - киргизской.
Странный властитель в Карасу
Несколько дней не было понятно, кто сейчас руководит городом. Однако в четверг утром откуда-то взялась группа бородатых мужчин, одетых как узбекские крестьяне: в белые халаты, синие брюки, кожаные сапоги и тюбетейки. С поясов этих мужчин свисали ножи, вложенные в пестро разукрашенные ножны. Их предводителем объявил себя 46-летний Бахтияр Рахимов, у которого недалеко от города имеется приличная усадьба. Коренастый узбек, во рту которого блестит ряд золотых зубов, поясняет, что в Карасу власть президента закончена и отныне они будут поддерживать здесь порядок в соответствии с законами Корана.
Когда в среду утром киргизские пограничники снова захотели закрыть мост для пешеходов, Рахимов, сидя верхом на коне, привел к мосту толпу, и испуганные киргизы немедленно отказались от своих планов. Еще в воскресенье вечером на улицах Карасу было много пьяных молодых людей, однако уже в среду на базаре у моста нельзя было найти ни одной бутылки водки. Узбекский предводитель объясняет, что он не входит в запрещенную в Узбекистане организацию "Хизб ут-Тахрир, а также не имеет контактов с другими исламскими группировками. Они простые земледельцы, сказал он, которые хотят жить по своим законам и традициям, а не по указке Каримова.
Правительство выжидает
Рахимов также отрицает, что он находился в контакте с повстанцами из Андижана, и утверждает, что большой разницы между вооруженным отрядом горожан в белых одеждах и демонстрантами в Андижане нет. Однако предводителями в Андижане были главным образом представители городского среднего класса, которые излагали свои требования в исключительно вежливой форме. Они без устали объясняли, что не хотят исламского государства, а лишь протестуют против репрессий со стороны режима Каримова. Рахимов и его люди, напротив, активно призывают людей выйти на улицы.
Узбекские власти пока не трогают группировку Рахимова, хотя вокруг города уже сконцентрированы войска. Даже обозреватель из Андижана смог без помех пройти в Карасу через укрепленные блокпосты. Поэтому Рахимов может спокойно рассказывать в камеры журналистам, в том числе и киргизским, о своих представлениях - что, возможно, в настоящее время даже в интересах правящего режима.