Американские правоохранительные органы расследуют прошлогодний захват московского театра чеченскими повстанцами, чтобы выяснить, была ли причастна к этому теракту "Аль-Каида" и есть ли основания для возбуждения уголовных дел в Америке, сообщают источники.
Гибель гражданина США из Оклахомы, захваченного в заложники в октябре 2002 года, позволила федеральным прокурорам рассмотреть возможность возбуждения в Америке уголовного дела против организаторов теракта, которых подозревают в связях с "Аль-Каидой".
На прошлой неделе федеральное большое жюри заслушало показания женщины, пережившей 57-часовой эпизод. По сообщениям, 46-летняя Светлана Губарева неоднократно говорила с главарем банды, захватившей театр. Заданные ей вопросы касались, кроме того, и не прошедшего испытаний наркотического газа, который российские власти использовали при штурме театра.
Из почти 800 заложников погибло не менее 129, главным образом, из-за воздействия газа. Как сообщили адвокаты Губаревой, прокуроры также попросили ее назвать имена других заложников, которые могли бы дать более детальные показания о применении газа.
Представители американских правоохранительных органов отказались объяснять свой интерес к применению газа, но подчеркнули, что предметом расследования не являются действия российских властей. Бывшие и нынешние специалисты по борьбе с терроризмом предположили, что федеральные органы могли интересоваться применением газа, пытаясь восстановить полную хронологию событий при подготовке обвинения против чеченцев, а может быть, стремясь получить информацию о российских антитеррористических механизмах и процедурах, применяемых в чрезвычайных ситуациях.
По мнению аналитиков, интерес к этому аспекту и тот факт, что прибытие Губаревой в Америку обеспечил фонд, который финансирует яростный критик российского президента, могут создать дипломатические сложности в момент, когда США предпринимают шаги по укреплению сотрудничества с Россией в сфере борьбы против терроризма.
По сообщению высокопоставленного источника в ФБР, нынешнее расследование является ответвлением более широкого расследования возможных связей "Аль-Каиды" с чеченскими повстанцами.
Захват театра "является фрагментом большой головоломки", заявил источник. "Мы пытаемся понять, какая сеть финансировала и организовывала теракт, мы хотим увидеть, не приведет ли этот путь к "Аль-Каиде". Конечно, мы очень заинтересованы в установлении этой связи, но пока сказать ничего нельзя".
Российская сторона давно уже утверждает, что "Аль-Каида" использует борьбу сепаратистов в Чечне как базу для подготовки террористов, финансируя и организуя там теракты. Хотя некоторые западные наблюдатели ранее отвергли это предположение, ФБР предпринимает усилия по расследованию финансовых и тыловых связей между этими группировками.
По сообщениям, почти все боевики, находившиеся в театре, в том числе женщины в поясах со взрывчаткой, погибли, и российские власти никогда не упоминали о выживших боевиках. Неизвестно, жив ли кто-нибудь из них.
Губарева заявила, что, по ее подозрениям, к теракту причастны люди, которые находились за пределами театра: она слышала, как командир группы с кем-то говорил по мобильному телефону по-чеченски. "Было очевидно, что не он принимает решения", - сказала она.
Американские власти возбуждали уголовные дела во многих случаях, когда граждане США погибали за границей в результате захвата заложников, взрывов или похищений. Хотя подозреваемые нечасто оказываются в Америке, где им можно предъявить обвинения, власти считают, что это сильный сигнал, посылаемый другим государствам и самим террористам.
ФБР и прокуроры опрашивают бывших заложников и свидетелей как в Вашингтоне, так и в Москве. ФБР даже начало расследование против находящегося в США человека, который обнаружил знание подробностей о захвате заложников, но отказалось от мысли о его причастности к теракту, заявил источник.
В результате теракта Губарева потеряла 13-летнюю дочь Сашу и жениха Сэнди Букера, 49-летнего американца из Оклахомы. По словам Губаревой, медицинские заключения привели ее к мысли, что причиной их смерти стал газ.
Газ был применен за три часа до предполагаемого освобождения Губаревой и ее близких, о котором сотрудники американского посольства договорились с террористами, заявила она.
Через несколько дней после штурма театра российские власти признали применение фентанила в виде аэрозоли, но остаются сомнения по поводу того, не был ли этот газ смешан с каким-то еще.
Президент Путин агрессивно настаивал на правомерности применения газа. Его поддержал президент Буш, который заявил: "Люди пытаются винить Владимира, но винить следует террористов. Эту ситуацию создали они, а не президент Путин".
Ричард Пилч, врач Исследовательского центра по нераспространению, заявил, что, насколько ему известно, применение обездвиживающего агента при освобождении заложников не имеет прецедентов.
Путь Губаревой в большое жюри был необычным. Американское посольство в Москве направило российским властям запрос об информации от имени федерального большого жюри. Неизвестно, поставили ли их в известность о выступлении Губаревой перед большим жюри.
По словам ее адвоката Пола Гардафа, американские власти заявили ему, что не хотят заниматься организацией ее поездки, поскольку "их руки связаны" дипломатическим протоколом. Но они разрешили организовать поездку Фонду гражданских свобод.
Фонд, находящийся в Нью-Йорке, финансирует Борис Березовский, россиянин, получивший политическое убежище в Британии. Российские власти обвиняют непримиримого критика Путина в мошенничестве.