Атомное оружие - президент России Владимир Путин хочет продемонстрировать силу и объявляет о создании новых ядерных ракет. Военные эксперты пока гадают, какие виды вооружения имеются в виду.
С приходом к власти Владимира Путина возрождается уже почти забытая псевдонаука - кремлевская астрология. На ежегодной встрече политического и военного руководства Путин сухо сообщил, что вскоре Россия будет располагать новым ядерным оружием, не имеющим аналогов, которому другие ядерные державы "в настоящее время и в ближайшем будущем" ничего противопоставить не смогут. В детали президент не вдавался, так что теперь, исходя из сказанного, приходится гадать, что же он имел в виду.
Экономический упадок в России в 90-е годы имел серьезные последствия и для армии. Так, например, расходы на стратегические ракетные войска снизились настолько, что составляли менее трети от тех, которые они получали во время холодной войны. Поворот наметился уже в декабре 2001 года, непосредственно после того, как США в одностороннем порядке расторгли договор 1972 года по противоракетной обороне. Этот шаг администрации Буша, несомненно, скажется "на развитии стратегических ракетных войск России", говорил тогда главнокомандующий этого рода войск генерал Николай Соловцов.
Годом позже в Саратовской области был торжественно открыт стартовый комплекс для новой межконтинентальной ракеты "Тополь-М", которая по западной классификации относится к типу SS-27. Министр обороны Сергей Иванов говорил об этой ракете как об "оружии XXI века, аналога которому в мире не имеется". И далее: "Только такое оружие может гарантировать наш суверенитет и нашу безопасность. Если сказать то же самое простыми и понятными словами, то оно делает все попытки оказать на Россию военное давление абсолютно бессмысленными". Уже тогда речь зашла о возможном усовершенствовании данного вида вооружения - появлении мобильного и морского варианта, оба - с разделяющимися боеголовками. Тем не менее финансовые средства для реализации этих амбициозных планов, похоже, отсутствовали.
Полная казна, разочарованные военные
Но ситуация изменилась. Сейчас благодаря огромным прибылям от продажи нефти, газа и других видов сырья Россия имеет громадный профицит бюджета. Уже пятый год доходы государства существенно превышают его расходы. До сих пор это непрерывно растущее богатство лежало без движения, так что за этот период валютные резервы выросли больше чем на 90 млрд евро. К этому еще следует присовокупить так называемый стабилизационный фонд, в котором скопилось еще около 15 млрд евро.
Советники Путина по экономическим вопросам с некоторого времени настаивают на том, что этот мертвый капитал частично должен работать. За счет него можно, к примеру, вернуть иностранные долги, которые в общей сложности составляют более 100 млрд евро. Москва уже озвучила это предложение, однако западные кредиторы в нем не слишком заинтересованы, так как они предпочли бы и дальше годами получать свои проценты.
Одновременно возросло давление со стороны военных, которые настаивают на значительном увеличении военного бюджета. В 2005 году он составляет всего 15 млрд евро, что на порядок ниже более 400-миллиардного бюджета США. Однако повышение военных расходов, считают эксперты, существенным образом затормозит рост российской экономики. Тем не менее Путин во время встречи с военными ясно дал понять, что он с этим смирился. Часть дополнительных расходов должна пойти на дальнейшее улучшение социального положения российских военнослужащих. Но в наступающем году впервые почти две трети средств снова будет выделено на модернизацию вооружения.
Остается стратегический вопрос: против кого Россия вооружается? По мнению независимого военного эксперта Ивана Сафранчука, заявление Путина свидетельствует о том, что Россия еще не полностью определила свои военно-стратегические приоритеты. Если одна сторона жалуется, что российская армия не готова противостоять угрозе терроризма и нестабильности, исходящей от южных соседей, то другая делает ставку на ядерное оружие. Что или кого имел в виду Путин под "другими угрозами", о которых он упомянул в своей речи? США, Китай или кого-то еще?
Меж тем реакция в Вашингтоне была спокойной. Модернизация российского ядерного оружия - это не новость, и угрозы она не представляет. Москва и Вашингтон - союзники в борьбе с терроризмом и сегодняшние отношения нельзя сравнивать с временами холодной войны, сказал в четверг пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан.