Отказ прислать наблюдателей на думские выборы Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ объяснило проволочками и ограничениями со стороны Москвы. Сковывая действия ОБСЕ, Кремль не столько скрывает несовершенство своих выборов, сколько демонстративно выказывает презрение к самому понятию "свободное общество", полагают международные обозреватели.
"Превращение Путина в институцию завершилось", пишет The Wall Street Journal. К настоящему моменту выборы в России проходят по такому четкому сценарию, а путинизм до такой степени превратился в институцию, что Кремлю вряд ли понадобится фальсифицировать результаты, дабы гарантировать желательный исход выборов. В этом контексте решение основного международного органа, осуществляющего мониторинг выборов, не посылать миссию наблюдателей на декабрьские парламентские выборы - это признание реальности. Российская демократия еще несколько лет тому назад впала в глубокую кому. Но вышеупомянутая патовая ситуация в отношениях с ОБСЕ - лишь самое свежее напоминание о серьезном вызове, брошенном в этом десятилетии Европе и другим частям света.
Сковывая действия ОБСЕ, Кремль не столько скрывает несовершенство своих выборов, сколько демонстративно выказывает презрение к самому понятию "свободное общество", утверждает издание. Москва вполне открыто сделала невозможной работу ОБСЕ - организации, членом которой она является. Россия сократила число аккредитованных наблюдателей с 450 до 70 человек - это настоящая "капля посреди степи" для страны, территория которой раскинулась в 10 часовых поясах. Затем она устроила канитель с выдачей виз, вынудив ОБСЕ отменить решение о направлении наблюдателей.
Путин любит предостерегать от возвращения в эпоху холодной войны - конфронтации Востока с Западом. Однако своими действиями внутри страны и за рубежом кремлевский лидер сделал более, чем кто-либо другой, для воплощения этого предостережения в жизнь. США и европейским демократическим странам, которые последние годы склонны придираться друг к другу, следовало бы очнуться и обратить внимание на эту нарастающую угрозу, призывает WSJ. Есть модели и похуже, чем единая позиция Запада: она принесла Западу победу в первой холодной войне.
The Financial Times усматривает в ситуации парадокс. Ирония в том, пишет глава корпункта FT в Москве, что высочайший рейтинг Путина означает: "Единая Россия", чей партийный список он символически возглавляет, почти наверняка победила бы на свободных выборах, подвергаемых полномасштабному мониторингу. То, что в данный момент происходит, в значительной мере, по-видимому, является реакцией на "цветные" революции в Грузии и Украине. Кремль считает эти события государственными переворотами, осуществленными грязным альянсом западных наблюдателей, дипломатов, спецслужб, неправительственных организаций и российских олигархов-изгнанников, страстно стремящихся проделать то же самое в России.
Однако в вышеупомянутых случаях непопулярные в народе режимы пытались сохранить за собой власть, фальсифицируя результаты выборов. В современной России ситуация иная. Даже самые ярые критики Кремля не полагают, что для обеспечения победы пропутинской партии необходима широкая фальсификация результатов выборов. Однако эти критики утверждают, что есть соблазн еще более увеличить ее доминирование и данные о явке избирателей если, что вполне вероятно. Триумф "ЕР" будет использован для узаконивания какой-то иной политической роли Путина или даже внесения в конституцию поправок, разрешающих ему остаться президентом.
Немецкая Handelsblatt пишет: уже давно ясно, что эти выборы никак не могут быть названы "демократическими" - слишком сильны чинимые оппозиции препоны, слишком много ограничений предусмотрено нынешним выборным законодательством, слишком высок порог прохождения в парламент. Наблюдатели за выборами из ОБСЕ уже сейчас полностью отказались от своей миссии: задержки и препоны для организации их прибытия в Россию вынудили пойти на этот шаг, говорят в главном офисе ОБСЕ, расположенном в Вене. Теперь, скорее всего, за ходом выборов будут следить лишь депутаты "дружественных парламентов", в том числе и из Германии.
Ни у кого не остается сомнений по поводу победы "Единой России" - партии, которая не скрывает, что является полностью пропутинской и греется в лучах его славы. Между тем, указывает издание, не только в глазах большинства россиян, но и для немецких инвесторов Путин выступает как гарант стабильности внутри правящей элиты, а следовательно, и в стране. Уже давно государственные СМИ окрестили его гарантом прогресса. Вряд ли найдется еще один политик, оценки которого разнятся настолько сильно, как в случае с Владимиром Владимировичем Путиным, пишет далее Handelsblatt, анализируя плюсы и минусы президентства Путина.
The Guardian сегодня фокусирует свое внимание на КПРФ, назвав комментарий "Коммунисты готовятся выиграть от наступления Путина на демократию". Пускай Ленин умер 83 года назад, Советский Союз исчез, а перспективы мировой революции сомнительны. Но сейчас, когда Россия готовится к декабрьским выборам в парламент, коммунисты переживают возрождение. Опросы общественного мнения показывают, что на выборах 2 декабря партия получит 15% голосов - то есть займет место непосредственно за "Единой Россией" президента Владимира Путина. Российская либеральная оппозиция пребывает в беспорядке, и коммунисты остались последней левой силой. Даже Ленин бы, наверное, оценил ироничность сложившейся ситуации, посмеивается Люк Гардинг.
Новые избирательные законы, поднявшие порог для прохождения в парламент с 5 до 7%, приведут к тому, что оппозиционным партиям получить в нем места окажется затруднительно. Это значит, что сейчас последняя демократическая надежда России - партия, некогда верившая в диктатуру пролетариата. И только она не дает России стать однопартийным государством. Компартия и "Единая Россия" могут оказаться единственными в новой Думе, утверждают аналитики.
"Другие исключены из парламентской сферы. Коммунисты будут единственной оппозиционной силой. Это значит, что избирателям, которые хотят сохранения оппозиции в любой форме, придется голосовать за коммунистов", - цитирует издание мнение эксперта из "Левада-центра" Леонида Седова.
Испанская El Pais обращает внимание на "Разочарование в рядах либеральной оппозиции". Что лучше для будущего демократии в России: чтобы ОБСЕ следила за парламентскими выборами на месте, хоть и в ограниченной форме, или отмежевалась от них, сделав беспрецедентный жест, в котором некоторые увидели признак ее слабости и отказа от борьбы за свободы в России?
Перед такой дилеммой оказались две либеральные партии западного образца ("Яблоко" и СПС), для которых, если не произойдет чудо, парламентские выборы 2 декабря неминуемо станут смертным приговором, пишет Пилар Бонет. Эти две партии, достаточно хорошо представленные в парламенте во времена Бориса Ельцина, в 2003 году не преодолели планку, но еще сохранили несколько разрозненных депутатов, избранных по мажоритарным округам, что больше не предусмотрено в новом электоральном законодательстве. Сегодня, по данным опросов "Левада-Центра", они могут рассчитывать менее чем на 3% голосов.
"Отказ от наблюдения еще сильнее снижает планку наших выборов", - заявил в пятницу лидер "Яблока" Григорий Явлинский, сожалеющий о решении ОБСЕ и призывающий его пересмотреть. Явлинский - сторонник того, чтобы использовать любой шанс быть услышанными, пусть даже телеканалы предоставляют возможность выступить в нелучшее время. "Очень плохо, что Россия не сможет гарантировать работу ОБСЕ, и очень плохо, что эта организация отказывается приехать - сейчас у нее для этого причин больше, чем раньше. Никто не принесет демократию на блюдечке, за нее надо бороться, какими бы ни были условия, - сказал он. - В ОБСЕ рассердились на чиновников Министерства иностранных дел и Центральной избирательной комиссии, но что происходит с простыми гражданами, которые пойдут голосовать? Или они не имеют значения?".
Его мнение не разделяет Сергей Ковалев, один из первых в списке "Яблока". "Это не выборы, это имитация", и поэтому поведение ОБСЕ "естественно", сказал он. "Унизительно приезжать для наблюдения и не иметь возможности выполнить эту задачу. Миссия наблюдателей не принесла бы здесь пользы, потому что они не могли бы сделать ничего серьезного, зачем давать шанс мошенникам? - сказал он. - Ситуация плоха для России, но виноваты в этом власти".
Прозападные силы боятся, что их исключат из политического сценария, с грустью подытоживает обозреватель.