Разведка ссылается на отсутствие договора о сокращении вооружений
"Американское разведывательное сообщество заявило Конгрессу, что в отсутствие российско-американского договора о сокращении вооружений ему потребуется нацелить на Россию больше спутников", - сообщает The Washington Times.
Речь идет о спутниках, размещаемых на низкой околоземной орбите, на высоте около 300 км. Они способны делать не только детализированные фотографии земной поверхности, но и давать "грубые изображения" подземных сооружений, а также улавливать электромагнитные волны и видеть в темноте благодаря датчику инфракрасного излучения. Такие аппараты в США входят в комплекс так называемых "национальных технических средств" (НТС).
Известно, что после распада Советского Союза часть из них переориентировали с России на ряд других стран, в первую очередь на Ирак и Афганистан. Пола Десаттер, с 2002 по 2009 год занимавшая пост заместителя госсекретаря, связывает это с такими возросшими в последнее десятилетие международными угрозами, как распространение ядерного оружия и терроризм, а также с необходимостью обслуживания зарубежных кампаний американской армии. Также известно, что возможности НТС в принципе "сократились", и за ресурсы комплекса между разведслужбами постоянно ведется борьба.
Источник The Washington Times в американской разведке высказал мнение, что "инспекции [в соответствии с СНВ-3] позволят нам сейчас сфокусировать наличные ресурсы на других целях". Десаттер возразила, что 18 ежегодных инспекций, прописанных в договоре, все равно недостаточно, и США для верификации в любом случае "требуется больше глаз в небе". С ней солидарен бывший офицер управления пуском ракет Джон Нунан, имеющий опыт инспекций. Кроме того, он "отказывается верить, что все те разведывательные средства, которые использовались на протяжении шести десятилетий холодной войны, вдруг в одночасье были брошены на другие цели". Старший научный сотрудник Potomac Institute for Policy Studies Дэниэл Гэллингтон, представлявший американское министерство обороны во время переговоров с Советским Союзом в 1980-е, и вовсе выступил против ратификации СНВ-3 на том основании, что "русские традиционно жульничали с договорами о сокращении вооружений", облегчая себе задачу с помощью различных "формулировок в протоколах".