Сейчас многие приходят к выводу, что салафизм и джихадизм в их современной форме - результат неудачи западного вмешательства на Ближнем Востоке и в Северной Африке, пишет в своей статье в El Mundo историк Хуан Хосе Ривас Морено. Однако, на его взгляд, эти явления восходят к гораздо более давним движениям. В особенности они стали ответом на экспансию СССР в арабском мире.
После деколонизации британцы и французы передали власть в большинстве новосозданных мусульманских государств эмирам и монархам. Однако городской средний класс ориентировался на социализм, секуляризм и панарабизм, мечтал модернизировать свои страны в духе левых идей, как Неру - Индию или Ататюрк - Турцию. Такие представители среднего класса были "идеальными кандидатами на альянс с СССР", пишет автор.
В 1953 году Египет и Тунис избавились от монархического строя. Глава Египта Гамаль Абдель Насер сделался одним из главных поборников панарабизма и союзником СССР. Москва, стараясь расширить поддержку панарабизма, в 60-х одобрила госпереворот в Сирии и провозглашение "просоциалистических республик", как формулирует автор, в Ираке, Йемене и Ливии.
По мнению автора, все это время США проявляли пассивность и не стремились к вмешательству в этом регионе. Тем временем "действия СССР (которые частично опирались на неприязнь к Израилю) крайне встревожили две главные монархии мусульманского мира - Иран и Саудовскую Аравию", пишет автор.
Иранский шах вступил в альянс с США. Король Саудовской Аравии, обеспокоенный просоветской ориентацией панарабизма, принял помощь от президента США Эйзенхауэра и сосредоточился на своей концепции арабской идентичности - панисламизме. Король поссорился с Насером и счел, что США - "единственный спасательный круг монархии перед стремительным наступлением СССР на Ближнем Востоке".
"Могущество СССР, достигнув пика, парадоксальным образом спровоцировало так называемый "Исламский рассвет" и изменило ход истории на Ближнем Востоке", - пишет автор.
В 1978 году в Афганистане коммунисты восстали и пришли к власти. "Их аграрная реформа и жестокие репрессии спровоцировали ожесточенное сопротивление части традиционного крестьянства. Эта ситуация побудила СССР к прямому вмешательству. Вообще-то западные страны и СССР инспирировали много госпереворотов, но вторжение в Афганистан в 1979 году - первый случай после падения европейских империй, когда зарубежная держава вторглась в страну, где большинство населения составляли мусульмане", - говорится в статье.
"В тот момент главным врагом ислама был не Запад, а Россия [так в оригинале, речь идет о СССР. - Прим. ред.]", - пишет автор. Под влияние СССР подпали Алжир, Тунис, Сирия, Ливия, Египет, Ирак и Йемен. Саудовская Аравия и Пакистан сочли, что находятся в кольце осады. "Для многих мусульман российское вмешательство стало приметой самых черных лет и заставило их пробудиться и узреть современный мир. Панарабизм, который СССР вскармливал, испытал разочарование, увидев, что советские руководители без колебаний отправили войска в мусульманскую страну. Как ни парадоксально, панарабизм стал противником коммунистического блока", - говорится в статье.
Пакистан, наряду с Саудовской Аравией, принадлежал к немногочисленным странам, где идентичность и легитимность опирались исключительно на суннитское течение ислама. Пакистан возник в результате раздела британских владений по религиозному принципу, напоминает автор.
Саудовская Аравия баснословно разбогатела благодаря взлету цен на нефть и начала упорно финансировать свой "панисламистский" проект. Были созданы такие институты, как Исламский банк развития, Лига арабских государств и Всемирная ассамблея мусульманской молодежи. "Их четкий гуманитарный характер и щедрые пожертвования обеспечили им колоссальную популярность во времена, когда старая социалистическая элита в арабских странах погрязла в коррупции и страдала от обветшания инфраструктуры. Но к пожертвованиям прилагались издания Корана и салафитской литературы", - говорится в статье.
Иммигранты из арабских стран, приезжавшие в Саудовскую Аравию подзаработать, перенимали тамошний образ жизни и салафитское течение ислама. "Богатство саудитов впервые со времен халифата помогло создать международные каналы, необходимые для поощрения гомогенизации и солидарности мусульман на глобальном уровне", - говорится в статье.
По словам автора, эти каналы были задействованы после советского вторжения в Афганистан. "При содействии пакистанцев и саудитов во всем арабском мире были созданы центры вербовки, была налажена переброска священных воинов, моджахедов, в Пешавар на афганской границе", - говорится в статье.
По словам автора, вся эта суперструктура создавалась и координировалась различными арабскими странами сообща. "США начали вооружать экстремистов лишь в 1986 году, спустя 7 лет после советского вторжения. Это, несомненно, важный факт: он демонстрирует, что новый исламский порядок и новые глобальные связи смогли долгое время противостоять СССР", - говорится в статье.
"Исламский рассвет" создавался против коммунистической идеологии, а не против США, продолжает автор. В середине 80-х панарабистские диктатуры (Ливия, Сирия, Алжир, Ирак) растеряли весь престиж. Обещанное всеобщее благосостояние обернулось "диктаторским фаворитизмом", поясняет автор.
"Гуманитарные организации Саудовской Аравии поспешили предложить беднякам помощь, которую не могли оказать авторитарные режимы. Саудовская Аравия вовсе не из искренней любви к демократии включила свержение ближневосточных диктатур в список своих главных требований", - говорится в статье.
В Алжире с 1991 по 2002 год длилась гражданская война, одной из сторон в которой были исламисты. Остальные диктатуры вынесли из этого урок и поспешили завоевать сердца религиозных слоев.
Следующим переломным моментом стала война в Персидском заливе в 1991 году. Панисламизм в принципе ратовал за арабскую и особенно мусульманскую культуру, свободную от западного влияния. А присутствие войск США в Кувейте и Саудовской Аравии усилило неприязнь ко всему западному.
Автор заключает: "Международный салафизм возник в ответ на предполагаемую советскую угрозу, а окреп в интеллектуальном вакууме, возникшем после распада СССР и краха секулярных идей панарабистов. Он удовлетворял потребность в объединяющей идентичности после исчезновения халифата и завершения колониального периода".
Саудиты первыми создали глобальные каналы для раздачи гуманитарной помощи, мобилизации моджахедов и распространения идей в мусульманском мире.
США внесли определенный вклад в успех этих новых каналов, но не осознали их мощь и опасность.