Макрон требует создания "настоящей европейской армии", обосновывая это тем, что объявленное Трампом расторжение договора о РСМД представляет собой опасность для Европы. С Макроном согласна Меркель. С другой стороны, министр обороны ФРГ заявила в одном из интервью: "для защиты альянса нам необходимо НАТО". "Чего же хочет теперь немецкое правительство? (...) Должно ли НАТО по-прежнему нести ответственность за оборону Европы, или в будущем европейцам должно быть под силу заниматься этим самостоятельно?" - задается вопросом отставной немецкий генерал и бывший председатель военного комитета НАТО Харальд Куят в своей статье на сайте Die Welt.
"Хотя Соединенные Штаты уже ведут торговую войну против своих партнеров по НАТО и нарушают тем самым Североатлантический договор, они все еще являются близким, незаменимым союзником, и о военной конфронтации не может быть и речи, - уверен автор публикации. - Наоборот: американцы по-прежнему исполняют свои обязательства перед союзниками, например, размещая американские войска в восточноевропейских странах НАТО".
С точки зрения стратегической политики и политики безопасности НАТО по сей день прочно объединяет безопасность Европы и Северной Америки в "сообщество судьбы", считает Куят. "И в случае угрозы Европа не сможет отказаться ни от американской поддержки конвенциональным оружием, ни от сдерживающего эффекта стратегического ядерного потенциала США", - подчеркивает автор.
"Именно поэтому нужно очень серьезно воспринимать последствия, которых опасается президент Макрон в случае расторжения договора о РСМД, - полагает Куят. - Оно означает, что Россия получит свободу действий в развитии евростратегического ядерного потенциала, который является угрозой для Европы, а не для США. Выполнимость стратегии НАТО окажется под угрозой. Президент Трамп должен понимать, что таким образом он рушит устои альянса, равную безопасность для всех союзников и их солидарность друг с другом".
"К тому же биполярное мироустройство холодной войны уже некоторое время назад сменилось новым, мультиполярным миром, в котором, в сущности, главенствуют четыре крупные силы: Соединенные Штаты, Китай, Россия и Европа, - отмечает немецкий генерал. - Только если Германия и Франция будут сильны в политическом, экономическом и военном смысле, Европа сможет на продолжительной основе противостоять другим силам".
Условием создания "настоящей" европейской армии является, по мнению Куята, единое европейское правительство с министром обороны и, в частности, совместное военное командование.
"Прагматичным начинанием было бы укрепление европейской "колонны" внутри НАТО. Европейцам следует в первую очередь стремиться к тому, чтобы получить больше политического и военного влияния в концептуальных и стратегических вопросах. В конце концов, НАТО готово предоставить свою военную мощь и умения, если Евросоюз захочет проводить операции под собственной стратегической и политической ответственностью", - отмечает автор.
Чтобы укрепить европейские позиции в НАТО, среди прочего, "Германии и Франции следует поочередно назначать в командной структуре НАТО ответственного за стратегическое командование операций, которым пока традиционно является американец". "Силы быстрого реагирования НАТО должны получить собственный оперативный штаб и, как планировалось изначально, должны вооружаться и обучаться по единым критериям НАТО", - считает Куят.
"Тем не менее, без готовности предоставлять на продолжительной основе необходимые средства для обеспечения безопасности, все размышления по поводу самоутверждения или даже "самостоятельных" военных возможностей для защиты Европы останутся бесполезной игрой воображения", - отмечает автор. К тому же, пишет Куят в заключение, в частности, Германии стоит значительно улучшить кадровое и техническое обеспечение армии, чтобы повысить ее боеготовность и мощь.