После серьезных потерь из-за финансового кризиса 1998г. Европейский банк реконструкции и развития собирается возобновить свою деятельность в России, избегая при этом прошлых ошибок и предоставляя кредиты только в строго ограниченном размере.
В удивительно самокритичном отчете Европейский банк реконструкции и развития подводит итоги своей деятельности в России. ЕБРР был создан западными правительствами в 1991г. для поддержки реформ в Восточной Европе. В результате финансового кризиса 1998г. ЕБРР понес большие потери в России и оказался под огнем критики из-за своей несколько безответственной финансовой деятельности в этой стране. С тех пор ЕБРР оказался втянутым в целую серию судебных тяжб, с помощью которых банк пытался вернуть какую-то часть вложенных средств.
Репутация банка под угрозой
В одном из таких дел, где речь идет о возвращении кредита в размере 58 млн. долларов, банк, в конце концов, получил требуемые деньги. А вот о 35 млн. долларов, вложенных в акции обанкротившегося ?Токобанка?, ЕБРР пришлось забыть. Ликвидацию этого финансового института ЕБРР назвал ?позором? России, обращая внимание на то, как откровенно были проигнорированы права миноритарных акционеров. В настоящее время ЕБРР продолжает вести переговоры о реструктуризации долгов завода КАМАЗ, размер которых составляет 141 млн. долларов.
Целая серия проектов не соответствовала приемлемым стандартам, что нанесло вред репутации банка, говорится в отчете ЕБРР, названом ?Стратегия для РФ?. Для осуществления инвестиций необходимо создание здоровой правовой атмосферы, считают эксперты ЕББР. Отсутствие необходимых рамочных условий способствовало формированию в России сомнительной практики ведения бизнеса. ЕБРР недооценил связанные с этим риски, что привело к большим потерям. ЕБРР признает также, что переоценил свою возможность оказывать влияние на своих российских партнеров и их манеру вести бизнес. Банк исходил из неправильного предположения о том, что банковский сектор играет в России такую же роль, как и в развитых странах Запада, также был проигнорирован факт ?советского наследства?.
Лучших результатов ЕБРР добился в осуществлении программы поддержки мелких и средних предприятий. Это направление будет активно развиваться и в будущем: только в этом году ЕБРР собирается предоставить 18000 небольших кредитов общим размером в 150 млн. долларов. За 90-ые гг. ЕБРР осуществил инвестиции в российскую экономику в общей сложности на 2 млрд. долларов - Европейский банк считался в то время самым крупным частным инвестором в России. Новый президент ЕБРР Жан Лемьер надеется на то, что в ближайшее время инвестиционный климат в России улучшиться. Во время визита в Москву Лемьер заявил о возобновлении деятельности ЕБРР в России: уже в этом году могут быть предоставлены кредиты на 700 млн. евро, что в несколько раз превышает показатель прошлого гола (217 млн. евро).
Произвол властей и коррупция
В отчете ЕБРР признается, что условия ведения бизнеса в России остаются не очень благоприятными. Политическая нестабильность с приходом нового президента уменьшилась, однако экономические условия остаются очень сложными. Основной проблемой инвестиционного климата в России, по мнению экспертов ЕБРР, является ?произвольное и исключительно избирательное применение правовых норм вкупе с коррупцией?. Отдельные привилегии, откровенная дискриминация, произвольная интерпретация и применение правовых норм властями разного уровня способствует созданию совершенно особых условий ведения бизнеса для отдельных предприятий, делая эти условия в целом абсолютно непредсказуемыми.
Еще один фактор инвестиционного риска, несвойственный большинству других стран, связан с активным использованием для решения споров таких методов, как ?запугивание, вымогательство и даже угрозы физической расправы, в то время как правосудие и органы правопорядка не вызывают большого доверия?. Делая такой печальный вывод, ЕБРР опирает на свой собственный печальный опыт. После кризиса 1998г. ЕБРР подал иск на своего бывшего партнера СБС-Агро, заполучив в свидетели одного из бывших сотрудников банка. Однако того посетила группа людей, объяснившая, что не надо недооценивать власть главы СБС-Агро. В конце концов, ЕБРР был вынужден организовать бегство менеджера за границу.
Отсутствие независимого правосудия
В своем отчете банк критикует оставшиеся в России пережитки плановой экономики. Они проявляются, в частности в отсталости сельского хозяйства, в недостаточно развитой инфраструктуре и несоблюдении принципов правового государства. Правовая реформа в России осуществляется, однако много проблем существует в области применения правовых норм. Центральной проблемой, по мнению экспертов ЕБРР, является отсутствие независимости большей части российских судов. Как результат, в стране происходят постоянные нарушения акционерного и договорного права. В целом ЕБРР позитивно оценивает реформы администрации президента Путина и ожидает постепенных улучшений в экономике страны. Однако существенным препятствием на пути реформ, по мнению экспертов ЕБРР, является российская бюрократия. Высокий уровень коррупции в среде российских чиновников связан с низкой заработной платой и недостаточно эффективной системой контроля.
Эксперты ЕБРР отмечают, что в 90-е гг. российская экономика претерпела огромные изменения. Сегодня, по данным ЕБРР, в частном секторе производится около 70 % ВВП страны. Однако в отчете отмечается целый ряд особенностей, свойственных экономике России. В отличие от западноевропейских стран, где мелкие и средние предприятия формируют основу экономической системы, в России продолжают доминировать крупные предприятия с численностью занятых в десятки тысяч человек. Многие приватизированные предприятия имеют абсолютно непрозрачную структуру собственности. В отчете говорится о сложившейся в России культуре ?нетранспарентности?, которая характерна для отношений между предприятиями.
Можно ли давать кредит ?Газпрому??
Краткая характеристика ситуации в России, представленная в отчете ЕБРР, существенно отличается от приукрашенной риторики других финансовых институтов. Кроме того, пока не ясно, будет ли Россия и в будущем следовать принципам, сформулированным ЕБРР. Так что два масштабные проекта, обсуждаемые в настоящее время в ЕБРР, должны быть тщательно проверены.
Речь идет о предоставлении кредитов общей сложностью в 400 млн. долларов двум крупнейшим российским энергетическим компаниям - ?Газпрому? и ?Лукойлу?. Проблема в том, что к этим двум предприятиям можно отнести многие упреки, сделанные ЕБРР в адрес российской экономики в целом. Обе компании относятся к гигантам российской промышленности, обе сотрудничают с сомнительными оффшорными фирмами, обе утаивают важную информацию об акционерах. К тому же ?Газпром?, являясь настоящим пережитком плановой экономики, относится к числу наименее эффективно управляемых российских предприятий. Кроме того, благодаря высоким ценам на нефть, обе компании получают высокие доходы от экспорта, и не нуждаются в больших финансовых вливаниях.