России приходится искать компромисс между своими собственными долгосрочными целями в Средней Азии и последствиями агрессивного поведения в регионе стран Запада.
Американо-британские бомбардировки претворяют в жизнь угрозы президента Владимира Путина о нанесении воздушных ударов по талибам. Кроме того, они вполне согласуются с его предупреждениями об угрозе международного терроризма со стороны мусульманских экстремистов из этого региона.
Международная военная операция придала новый размах скрытой поддержке, которую Россия более 6 лет оказывает антиталибскому "Северному альянсу". Путин публично поддержал коалицию во главе с США, а также сотрудничество с ней со стороны среднеазиатских государств.
Кроме того, активизация российской поддержи "Северного альянса" способствует укреплению отношений Москвы с другими давними сторонниками альянса в регионе: Индией и Ираном. Россия недавно заключила с обеими странами новые коммерческие контракты, главным образом, на поставку оружия.
Однако помощь, оказывавшаяся Россией в прошлом, была предназначена "Северному альянсу" как оппозиционной силе, а не как преемнику правительства талибов. Российские официальные лица неоднократно подчеркивали, что любое новое правительство должно представлять все афганские этнические группы.
В этом месяце министр обороны России Сергей Иванов заявил, что Россия не хотела бы, чтобы в новом правительстве Афганистана господствующие позиции занимали представители "Северного альянса", в то время как вчера официальные лица подчеркнули, что талибы слишком себя дискредитировали, чтобы войти в состав правительства.
Москва опасается, что, если кампания против талибов завершится провалом, она может бумерангом ударить по Средней Азии и дестабилизировать ситуацию на уязвимом южном российском фланге. Однако Москву, вероятно, беспокоит и такое развитие событий, при котором правительство талибов будет свергнуто, а США останутся в регионе, еще больше ослабив там российское влияние.
У России есть и две другие цели. Одна заключается в том, чтобы успокоить собственное общественное мнение, которое, судя по некоторым опросам, все более негативно относится к продолжению бомбардировок. Другая состоит в дальнейшем укреплении отношении с Западом; при этом Москва стремится использовать свою поддержку США, чтобы добиться новых уступок в других областях. Путин выступает за пересмотр роли НАТО, развитие новых форм политического и стратегического сотрудничества, а также за оказание России экономической поддержки, которая может включать ускорение принятия в ВТО и списание новой порции долгов.