Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 октября 2004 г.

Пейви Мунтер | Financial Times

Банковской системе России все еще не доверяют

Доверие к российской банковской системе остается хрупким после кризиса ликвидности прошлым летом.

Количество мелких вкладов в частных российских банках резко сократилось после того, как шаги Центробанка по закрытию двух небольших банков привели к падению доверия на межбанковском рынке.

Общее недоверие к властям разожгло опасения закрытия новых банков, что взвинтило ставки межбанковских кредитов, и многие вклады перекочевали обратно в государственные банки.

Андрей Емелин, заместитель президента Ассоциации российских банков, полагает, что Центробанк неправильно вел себя во время кризиса прошлым летом. "У Центробанка не было инструментов для быстрой коррекции ситуации", - отмечает Емелин.

Населению этот эпизод напомнил 1998 год, когда резкая девальвация рубля опустошила банковскую систему и стоила многим вкладчикам их сбережений. По оценкам Standard & Poor's, вклады в частные банки в июле сократились на 10-20%,

Паника вызвала операцию по спасению Внешторгбанком Гута-банка, одного из 30 ведущих в России банков, занимающихся обслуживанием мелких клиентов. Также она заставила Михаила Фридмана, главного владельца Альфа-банка, вложить более 800 млн долларов, чтобы успокоить клиентов.

По словам Ассоциации российских банков, частные вклады в систему уже возвратились в норму, хотя их уровень значительно меньше по сравнению с началом года. Однако изменение их потока и перекачка значительного их количества в государственные банки, такие, как Сбербанк, который уже контролирует почти 65% рынка, скорее всего, будет долгосрочным.

Утечка в государственные банки может не соответствовать призывам Международного валютного фонда к увеличению конкуренции в банковском секторе. Однако это, вероятно, неизбежно, так как Центробанк сталкивается с тяжелой задачей - "выполоть" плохие банки из 1300 институтов.

По некоторым оценкам, почти две трети российских банков не выполняют действительные банковские функции и должны быть закрыты.

С момента закрытия Содбизнесбанка в мае, что и породило кризис ликвидности, Центробанк отозвал лицензии лишь у 9 банков. Сейчас он инспектирует институты, которые добивались членства в системе гарантии сохранности вкладов, которая расширяется на частные банки. Те, кому будет отказано в членстве, не выживут.

Однако шаги по расширению этой схемы, которая гарантирует сохранность сбережений до 100 тыс. рублей, пока оказывают незначительное воздействие. О ней почти не знают в обществе. Задача вливания частных денег в банковскую систему остается огромной. Менее 50% всех сбережений хранятся на банковских счетах, и есть признаки того, что банковский кризис прошлого лета усилил утечку капитала из страны.

S&P говорит, что средний кредитный рейтинг "В минус" означает, что российская банковская система остается одной из самых рискованных в мире. Риск в системе имеет высокую концентрацию, несмотря на большое количество банков.

12 из 13 частных банков среди основных 20 кредиторов являются частью промышленно-финансовой группы, и многие из их крупных займов делаются связанным с ними компаниями, по данным МВФ.

Несмотря на быстрый экономический рост в последние пару лет, банковские активы остаются умеренными по сравнению с масштабами экономики. МВФ указывает, что они соответствовали 42% ВВП в прошлом году, по сравнению с 52% в Польше, 67% в Венгрии и 93% в Чешской республике.

Однако экономический рост, который оценивается более чем в 7%, говорит о мощном потенциале для расширения. Нандан Мер, глава потребительского банка Citigroup в России, отмечает, что особенно привлекательны перспективы потребительского кредитования. В Москве живет более 10 млн человек с быстрорастущими доходами.

Потребительское кредитование в России в 2003 году оценивалось в 10 млрд долларов и, как ожидается, к концу этого года преодолеет барьер в 20 млрд долларов.

Иностранные банки - например, такие крупные имена, как Citigroup и Raiffeisenbank, - с осторожностью относятся к российской банковской системе. Однако размер России и потенциал роста заставляют и других конкурентов рассматривать возможности вступления на российский рынок. В этом году в секторе потребительских финансов был заключен ряд важных сделок, связанных с иностранными инвестициями. Например, французский BNP Paribas находится в процессе приобретения 300-миллионной доли в банке "Русский Стандарт". В это время GE Consumer Finance покупает Дельта-банк, который оценивается в 110-130 млн долларов.

Иностранные банки могут выиграть от недоверия населения к внутренним институтам. "Безопасность и надежность крупнейших (банков) нужны российскому потребителю, - считает Мер. - Иностранные банки приносят в страну глобальные банковские стандарты".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru