2004 год в России, возможно, и проходит на фоне мощного экономического роста, однако в этом году в центре внимания оказались два слова: Беслан и ЮКОС. Оба лишают страну только что обретенного чувства удовлетворенности и служат дурным предзнаменованием для будущего.
В начале второго срока президентства все было в пользу Владимира Путина: уступчивая политическая система, помноженная на народную поддержку, которой завидуют многие его коллеги на Западе, экономический рост, опережающий тенденции большинства азиатских соседей на востоке.
Но затем, в прошлом месяце, случился захват заложников в Беслане, южной республике Северная Осетия, в результате которого погибли 330 взрослых и детей. Беслан стал символом неспособности российских властей обеспечить безопасность своего народа и послужил предлогом для яростно оспариваемых политических реформ.
В это время ЮКОС, нефтяная компания, ставшая синонимом новообретенного российского нефтяного богатства и зарождающегося корпоративного управления, все близится к расчленению. Этот процесс протекает с наихудшими перегибами со стороны действующего выборочно государства по мере того, как правительство восстанавливает контроль над сектором природных ресурсов.
Эти два события омрачили несомненный макроэкономический рост, который обогащает страну и поощряет иностранных инвесторов к участию в будущем России.
"Я очень разочарован, - говорит Егор Гайдар, экономист, бывший заместитель премьер-министра и советник правительства. - Первые 100 дней путинского первого срока были отличным хрестоматийным примером того, как продвигать крайне сложные реформы. Первые 100 дней его второго срока были хрестоматийным примером того, как терять время".
Во время первых четырех лет пребывания Путина в Кремле он консолидировал власть так, что она позволила ему поддержать и расширить серию либеральных экономических реформ, начатых в 1990-х - прежде всего, упрощение налоговой системы. Он восстановил государственные финансы в значительной степени благодаря росту товарных цен.
Алексей Кудрин, министр финансов, не видит признаков того, что во время нового президентского срока темп реформ снижается. Идут переговоры о вступлении России в ВТО. К 2006 году планируется полностью либерализировать валютный рынок. Проводятся реформы социальной сферы и налога на добавленную стоимость. Имеется значительный профицит бюджета, высоки резервы иностранной валюты, выплачивается международный долг, быстро увеличивается "стабилизационный фонд", пополняющийся за счет неожиданных доходов от нефти.
Кудрин указывает на новый баланс финансирования и ответственности между федеральными, региональными и местными властями и на продолжение реализации планов реформирования российских монополий, действующих в сфере природных ресурсов. "Корни экономических реформ на месте, - говорит он. - Новое правительство определяет свои принципы. Впереди еще несколько лет серьезных реформ. Шаг за шагом они будут проведены".
Джонатан Шиффер, вице-президент Moody's, рейтингового агентства, которое в прошлом месяце присвоило российским государственным облигациям инвестиционный рейтинг, а недавно изменило прогноз рейтинга на "позитивный", разделяет этот оптимизм. "Ключевые макропоказатели улучшаются. Мы не видим ничего, что угрожало бы платежеспособности страны", - говорит он.
Если и есть некоторые риски дефолта для инвесторов в ближайшие годы, то есть также и множество прибыльных деловых возможностей.
Как ожидается, в этом году рост экономики снова превысит 7%, в основном благодаря нефти и газу, а также производственному и торгово-розничному секторам. Прямые иностранные инвестиции остаются на среднем уровне, но тоже увеличиваются, и имеются признаки того, что в этом году они достигнут рекордной отметки в 8 млрд долларов. Крупные западные энергетические компании во главе с Royal Dutch/Shell и ExxonMobil уже далеко зашли в процессе вложения 11 млрд и 12 млрд долларов соответственно в месторождения на острове Сахалин, что на Дальнем Востоке России.
"Имеется приличный поток сделок, - говорит один западный инвестиционный банкир, который предсказывает новую волну покупок и инвестиций в металлургическом и финансовом секторах в последующие месяцы, а также новые предложения российских компаний. - Самое большое отличие сегодня состоит в том, что у каждого руководителя должна быть российская стратегия. Она может быть позитивной или негативной, но она должна быть продумана".
Как и его коллеги, он считает, что дело ЮКОСа внесло свой вклад в новые колебания по поводу инвестиций, вызвав, по крайней мере, временные флюктуации на фондовом рынке, так как многие международные институты указывают на потенциальные риски.
Михаила Ходорковского, бывшего главу ЮКОСа и крупнейшего акционера, обвинили в неуплате налогов и мошенничестве. Независимо от того, виновен он или невиновен, никто не сомневается, что предлогом к судебным действиям властей против него послужили его политические амбиции.
Атака на ЮКОС в некоторой степени принесла власти и определенные дивиденды. Она запугала других олигархов, вмешательство которых в политику вызывало недовольство властей и чьему монополистическому влиянию на экономику сопротивлялся более мелкий бизнес. Теперь многие компании добровольно платят больше налогов и более внимательно относятся к своим социальным обязательствам.
Однако тяжеловесный подход властей вызывает серьезную тревогу. Судебную систему используют для сокрушения одной из самых прибыльных компаний страны, загоняя ее на грань банкротства и грозя распродажей с молотка ценнейшего имущества с целью быстро получить наличные для оплаты предъявляемых компании налоговых претензий. Этот процесс вскрывает уязвимость налоговых властей, судов, министерства юстиции, прокуратуры для политического давления и ставит крест на обещании Путина установить "диктатуру закона".
Ущерб от дела ЮКОСа все еще может быть ограниченным. Однако, как минимум в краткосрочной перспективе, оно подстегивает утечку капитала и заставляет крупные российские компании замедлить темп инвестиций. "Теперь сохранность частной собственности под большим вопросом, - замечает один московский банкир. - Клиенты говорят, что они будут строить свою деятельность на наличных, а не на основе капитализации".
Что касается бесланской трагедии, для бизнес-сообщества она может казаться чем-то далеким, так же как и растущая угроза терроризма для всех жителей России.
Однако в обоих случаях и в предлагаемых средствах противодействия прослеживаются проблемы управления, которые могут оказать более широкое воздействие на экономику. Четыре года назад Путин мог винить других за атаки в бесланском стиле. Но теперь он должен взять на себя ответственность за свою жесткую тактику в Чечне и за коррупцию и некомпетентность, которые привели к провалам в сфере безопасности, что и проложило дорогу к Беслану.
Вместо изменения тактики его ответные меры не несут в себе ничего нового: это расширение финансирования обороны и безопасности, дальнейшая централизация власти путем отмены прямых губернаторских выборов и изгнания независимых депутатов из парламента. Все это почти не оставляет времени (перед следующим избирательным кругом) для решения сложных задач, которые включают реструктуризацию монополий в сфере природных ресурсов, диверсификацию экономики, упрощение бюрократической системы и поддержание инвестиций в образование и здравоохранение. Но, если рост удастся сохранить, возможно, это не приведет к кризису в ближайшем будущем как упущенная историческая возможность.
Крупные достижения Путина за его первый срок обеспечили некоторую предсказуемость после хаоса 1990-х, однако главный парадокс состоит в том, что его второй срок начался с возвращения к дестабилизирующей неопределенности.