Космический турист Грег Олсен говорит о путешествии, изменившем его жизнь, о будущем NASA, о том, что он надеется внести в научное образование
20 месяцев назад Newsweek стал первым американским изданием, опубликовавшим очерк о д-ре Греге Олсене, миллионере из Нью-Джерси, работающем в сфере телекоммуникаций и купившем за 20 млн долларов третий туристический билет на Международную космическую станцию. В двух материалах, опубликованных в марте 2004 года, ученый познакомил нас со своей семьей, обедал с нами в ресторане рядом со своей, теперь уже бывшей, компанией Sensors Unlimited Inc., а к вечеру подвез нас на вокзал.
Он был во всех отношениях земным человеком. Но все изменилось. В буквальном смысле.
1 октября, после восьми месяцев и 900 часов тренировок в России, 60-летний Олсен поднялся в космос в брюхе капсулы "Союз", отправлявшейся к Международной космической станции. В ходе своего 10-дневного путешествия Олен проделал путь в 3 млн миль, облетел вокруг Земли 100 раз, находясь в 250 милях над ее поверхностью. Он видел 80 восходов и 80 закатов, провел эксперименты для Европейского космического агентства, в основном самостоятельно.
В понедельник на прошлой неделе Олсен и два жителя МКС, космонавт Сергей Крикалев и астронавт Джон Филлипс, приземлились на борту "Союза" в степях Северного Казахстана. Спустя семь дней я дозвонился в роскошную квартиру Олсена на Манхэттене.
- Как приятно снова говорить с вами. Новый опыт изменил вас?
- Пока не знаю. Это все, что я знаю. Я отдал этому два года. У меня такое чувство, что я поставил себе цель и осуществил ее. Это изменило жизнь? Безусловно. Плыть в космосе и видеть Землю - что может с этим сравниться? Не считая рождения моих дочерей и внуков, это главная веха в моей жизни.
- Меня поразило то, что вы стремились в космос, чтобы изменить жизнь других людей и заниматься в космосе настоящей наукой. Как вы оцениваете свой полет в этом контексте?
- Начало хорошее. Я выступаю на множестве конференций. Я общаюсь со старшеклассниками, но пока мы скользим по поверхности. В будущем году я хочу выступать перед самыми разными аудиториями, например, перед детьми из бедных негритянских кварталов.
Что касается науки, мне, к сожалению, не удалось сделать столько, сколько я хотел (Олсену не удалось вырастить кристаллы и испытать инфракрасные камеры своей компании, одобренные космическими агентствами. - Newsweek). Я провел медицинские эксперименты, чтобы понять, каким образом головокружение приводит к потере ориентации и координации движений. Я изучал влияние невесомости на боль в спине. Ели мы собираемся провести два года в экспедиции к Марсу, мы должны знать, что делать, если у кого-то боли в спине? Каких движений следует избегать, чтобы минимизировать потерю вестибулярной ориентации?
- Я спрашивал вас, почему вы отдаете 20 млн долларов за полет в космос. Теперь я хочу спросить о годовом бюджете NASA в 16 млрд долларов. Скажите нам как космический ветеран, зачем тратить такие деньги?
- Викинги открыли Америку. Колумб открыл то, что сегодня называется США, и нанес на карту. Мы всегда стремимся в неведомое, и космос - это новый горизонт. Я не могут представить себе, что мы, люди, прекратим исследовать. Посмотрите на китайцев. Они (их вторая космическая экспедиция. - Newsweek.) только что успешно приземлились. Я думаю, мы многое услышим о китайцах в космосе.
- В прошлом году вы сказали мне: "Я хочу каждую минуту заниматься делом. В космосе есть что делать". Вы были заняты каждую минуту?
- Нет. Я не был занят так, как хотел бы. Все астронавты, с которыми я встречался на Земле, говорили мне, что я должен найти время посмотреть в окно. Я видел знакомые места, делал множество фотографий, особенно по утрам. Было удивительно просто просыпаться и смотреть в окно, я каждый раз думал, как мне повезло.
- Есть ли какая-то картина, которая навсегда останется в вашей памяти?
- Ключевой момент был, когда ракета оторвалась от Земли. Я подумал: "Это уже не остановить. Следующие 10 дней принадлежат мне". Я был счастлив. Безмятежен.
- Часто говорят о недостаточном финансировании российской космической программы. Чему это может научить нас?
- Тому, что они умеют прожить на доллар. Я был поражен тем, что им удается сделать при ограниченных ресурсах. У русских хорошо получается работа в космосе. Я рад, что они наши партнеры на МКС. Я надеюсь, что следующие космические экспедиции будут совместными.
- Русские дали понять, что не смогут забрать астронавта NASA Билла Макартура и российского космонавта Валерия Токарева, пока NASA не заплатит за очередной полет "Союза". Беспокоит ли вас судьба ваших космических коллег в связи с тем, что наши шатлы в ближайшее время летать не будут?
- Глава Российского космического агентства Анатолий Перминов при мне говорил, что Билл Макартур вернется. Они будут ворчать из-за денег и прочих деталей. Но когда речь идет о безопасности и жизни людей, NASA и Россия действуют заодно. Делается все возможное.
- Расскажите о своем общении с внуками, когда вы были в космосе. Считаете ли вы, что ваш полет изменил их жизнь?
- Безусловно, да. Четырехлетний Джастин приехал с мамой и папой на космодром. Он подхватил несколько русских слов и произвел сильное впечатление на российских журналистов. Перед запуском я не мог вступать в прямые контакты с родственниками. Но в Moscow Times была большая фотография, на которой я прижимаю ладонь к стеклянной панели, а он прикладывает свою руку с другой стороны.
- Вы шефствуете над школьником из Трентона. Вы связывались с ним, находясь в космосе?
- Я позвонил с космической станции его бабушке, пользуясь интернет-телефонией. У нее 6 октября был день рождения. Но я не дозвонился и оставил сообщение.
- Как переживается космический опыт?
- Никак. Вы продолжаете жить своей жизнью. Это жизненный урок. 2004-й год начался для меня великолепно, при всей кутерьме. Потом был щелчок по носу, когда российские медики сочли, что я не гожусь для полета (впоследствии возражения были сняты. - Newsweek.). Второе полугодие было довольно мрачным. Но я оказался сильнее.