В четверг премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт и президент России Владимир Путин встретились на переговорах в Кремле. Ольмерт сделал попытку убедить Путина поддержать санкции ООН, которые предлагается принять против Ирана в связи с его ядерной программой.
После визита Путина в Тегеран, который состоялся на этой неделе, Ольмерт, как выразился один высокопоставленный израильский чиновник, прибыл для проведения "срочного, неотложного совещания" с Путиным, центральным вопросом которого, без сомнения, стала иранская ядерная программа.
Перед началом совещания представитель израильского правительства заявил, что Ольмерт "предельно четко будет придерживаться позиции Израиля, согласно которой Иран ни при каких обстоятельствах не должен получить ядерный потенциал, что этот потенциал станет угрозой миру, в том числе и России".
По сообщению одной из израильских газет, Ольмерт был намерен донести "до российского президента недвусмысленную позицию: если Иран получит ядерное оружие, а Россия будет снабжать Сирию современным оружием, Израиль будет вынужден принять меры для устранения этих угроз".
Многие западные дипломаты расценивают этот визит Ольмерта как намек на то, что Путин ищет пути, которые позволят России стать основным посредником в затянувшемся противостоянии Запада с Ираном.
В Тегеране Путин заявил (и подтвердил эту позицию в четверг), что Россия не даст своего согласия на проведение военной операции против Ирана, и пригласил президента Махмуда Ахмадинежада в Москву для участия в переговорах.
Впрочем, многие западные дипломаты полагают, что российское руководство в тайне понимает опасения западного сообщества по поводу возможности появления у Ирана ядерного оружия. С их точки зрения, Россия, возможно, готова занять жесткую позицию по этому вопросу во время неофициальных контактов с Ахмадинежадом.
Первый заместитель пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков на этой неделе отказался сообщить, выдвинул ли президент какие-то новые предложения по поводу иранской ядерной программы, сославшись на то, что не имеет права раскрывать содержание тех встреч, на которых он присутствовал.
"Этот вопрос слишком сложен и чувствителен, чтобы его можно было выносить на публику, - сказал Песков. - Но основная мысль очевидна. Суть в том, чтобы убедиться, что Иран решительно настроен на прозрачность и сотрудничество с МАГАТЭ во всех сферах деятельности, связанных с ядерным досье".
Визит Ольмерта состоялся за несколько дней до встречи верховного комиссара ЕС по вопросам внешней политики Хавьера Соланы с главным представителем Ирана по ядерным вопросам. На переговорах, которые состоятся в Риме, будет сделана попытка снова вовлечь Тегеран в переговоры по поводу его противоречивой ядерной программы.
Чиновник из Евросоюза сообщил, что Солана, который имеет мандат пяти постоянных членов Совбеза ООН (Великобритании, Китая, Франции, России и США) и Германии, встретится с Али Лариджани во вторник.
В последний раз они встречались в июне, но предыдущие попытки Соланы склонить Тегеран к переговорам, несмотря на пакет встречных уступок, предложенных Ирану в обмен на прекращение программы по обогащению урана, не дали результата, и прорыв не состоялся.
"Задача Соланы не в том, чтобы проявить гибкость, но в том, чтобы заставить Лариджани подчиниться резолюциям Совбеза, - сказал западный дипломат. - Здесь важен скорее процесс, чем результат".