Казахстан хочет сохранить на карте мира Северный Арал, пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Планируется построить дамбу, которая станет продолжением истории борьбы Казахстана за выживание Аральского моря.
Уже давно последствия Аральской катастрофы ощущаются за пределами региона. С высохшей акватории моря ежегодно разносятся опасные для здоровья человека и всего живого тонны соли, тонкодисперсной пыли с примесями различных химикатов и ядов. "Там, где всего полвека назад на территории свыше 68 тыс. квадратных километров разливался четвертый по величине закрытый водоем в мире, там, где с древнейших времен казахи и узбеки воспевали свое "великое море", сегодня отравленная химикатами и просоленная пустошь", - пишет автор статьи.
Трагедия Аральского моря описана уже давно. Советский Союз в 1960-е годы в порыве безумного покорения природы задумал превратить свои среднеазиатские республики в центры производства хлопка и риса и перенаправил с помощью плотин потоки впадающих в Аральское море рек Амударьи и Сырдарьи на бескрайние поля, в результате чего "великое море" пересохло, соленость воды выросла в несколько раз, а акватория теперь составляет одну девятую от прежней площади. "Трагедия состоит также в том, что вода и воздух заражены пестицидами, население страдает от туберкулеза, онкологических заболеваний и гепатита, повышен уровень смертности среди матерей и их детей. Люди, жившие до этого благодаря рыбной ловле, потеряли свой хлеб и средства к существованию", - пишет автор, добавляя, что катастрофа в полном масштабе стала известна миру около 20 лет назад, после распада СССР. Тогда на мировой карте появились новые независимые государства: Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия - и чем новее карты, тем меньше Аральское море.
Как рассказывает Кудабай Шиенбаев, глава администрации казахстанского села Каратерен, когда Арал стал исчезать буквально на глазах, от отчаяния родилась идея перекрыть исход воды на юг дамбой, сохранив по крайней мере северную часть моря. Тогда эта затея провалилась, как, впрочем, и следующий подобный проект в 1999 году - несмотря на то, что теперь в нем участвовали сотни добровольцев. Через два года Казахстану удалось заключить договор с Всемирным банком, и к 2005 году благодаря выделенным 86 млн долларов строительство новой дамбы было завершено.
В результате принятых мер на Арал возвратились промысловые виды рыбы, в городе Аральске построен рыбоперерабатывающий завод, соленость воды существенно снизилась, а население постепенно возвращается в места традиционного проживания.
По словам председателя исполнительного комитета Международного фонда спасения Арала (МФСА) Сагита Ибатуллина, соседний Узбекистан начал в высохшей акватории Арала поиски нефти и газа - его, по всей видимости, не заботит вопрос спасения моря. При этом эксперт настроен оптимистично в отношении Северного Арала. Он говорит о необходимости сооружения второго каскада дамбы, который позволит заполнить данную часть водоема в его исторических границах.