Газета Financial Times публикует цикл статей о России, адресованный нынешним и потенциальным западным инвесторам. Рассматриваются разные сферы и темы - от политической обстановки и вторичного размещения акций "Сбербанка" до деятельности торговой сети "Магнит" и ситуации на Дальнем Востоке.
Обзорная статья называется "Кремль закручивает гайки". "Многие удивятся, если увидят, как президент их страны управляет дельтапланом, погружается с аквалангом или ездит на абсурдно-огромном "харлее" на сборище байкеров. Но для россиян это важная примета того, что все в норме", - утверждает журналист Чарльз Кловер. Фотосессии Владимира Путина призваны создать впечатление: 60-летний лидер "молод, спортивен, любит активный отдых и держит все под контролем".
Недавний "полет с журавлями" вдобавок был призван показать, что после событий последних 12 месяцев ничего не переменилось: Кремль не видит веских причин менять путинскую систему, считает автор.
Уверенность президента в себе обоснованна, считает автор. Сегодня он твердо контролирует страну и "бросает вызов оппонентам, еще сильнее закручивая гайки все более авторитарной системы", по выражению газеты. Упоминая о судьбе участниц Pussy Riot и Геннадия Гудкова, автор отмечает: "Оппозиция бессильно бушевала, но оказалась неспособна потеснить мощь Кремля". Если говорить о политической реформе, то Путин отменил многие распоряжения Медведева и дал понять, что проигнорирует дух остальных.
"Но в путинских кругах не все в порядке. Поскольку многие горожане из среднего класса ушли в лагерь оппозиции, Кремль вынужден делать ставку на более консервативные элементы общества", - говорится в статье. Но неясно, насколько устойчива "пиар-модель "осажденная крепость" (термин социолога Льва Гудкова).
Возможно, главной проблемой в текущий президентский срок Путина будет экономическое положение. "Цены на нефть предопределят, сможет ли Путин погасить кризис ассигнованиями", - поясняет автор. Между тем, по прогнозам ЦБ, в 2015 году эпоха нефтедолларового торгового профицита может закончиться и экономика станет более уязвимой.
Статья о политической обстановке в России называется "Игра в рейтинг для единственного игрока". Путин не обращает внимания на рейтинги и руководствуется интуитивным пониманием проблем народа, замечает журналист Чарльз Кловер. "По крайней мере, такое впечатление стараются создать сам президент и его советники", - добавляет он.
Однако Кремль зациклен на обретении и сохранении популярности с тех самых пор, как Путин пришел к власти, считает газета. Объяснение - в недавней истории: Горбачев вместе с популярностью утратил государство, а Ельцин едва не утратил.
Над ростом популярности Путина работали опытные специалисты. Более 10 лет его рейтинг "парил в небесных высях", но с марта нынешнего года до конца сентября снизился на 13%, до 42% (данные ФОМ). За последние две недели он восстановился, достигнув 44%.
"Большинство западных политиков радовалось бы такому рейтингу, но прямые сравнения невозможны, так как в России нет альтернатив президенту", - говорится в статье. Если у Путина появится соперник, внушающий доверие к себе, рейтинг резко упадет, полагает американский политолог Дэниэл Трейсмен.
Лев Гудков (Левада-Центр) объясняет снижение рейтинга Путина "обычным явлением для лидера, который долгое время остается у власти. Людям приедаются одни и те же лица". Если снижение рейтинга продолжится в том же темпе, российская политическая элита расколется. "Среди нижестоящих Путина поддержат только те, кто от него напрямую зависит", - говорит Гудков.
Возможно, симптоматично, что самым высоким рейтинг Путина (70%) был в 2008 году после того, как он добровольно покинул пост президента, замечает газета.
Статья о российской экономике предостерегает: "Мало возможностей для усилий урегулировать проблемы деньгами". "Правительству придется учесть суровые новые реалии - прекращение роста или потенциальное падение цен на нефть", - полагает журналистка Кэтрин Белтон. Между тем Путин давал предвыборные обещания, выполнимые разве что в условиях бума, и теперь правительству нелегко сформировать бюджет.
Вдобавок "шальные нефтедоллары" сделали бюджет крайне уязвимым перед колебаниями цен на нефть, а денег, отложенных государством на "черный день", надолго не хватит, считает издание.
Даже при нынешнем уровне цен на нефть в 2015 году возможен дефицит текущего счета, продолжает газета. "Бум розничного потребления и сравнительно сильный рубль стимулируют импорт, но промышленность сильно отстает, а вывоз капиталов не замедляется", - поясняет издание.
Иной прогноз у Натальи Орловой ("Альфа-банк"): "Более вероятно, что обменный курс рубля значительно снизится. Это создаст новые риски, в том числе ухудшения социальной обстановки и падения рейтинга политиков".
Единственный способ ослабить риски - срочно принять правительственные меры для улучшения инвестклимата, считают экономисты и бизнесмены. Уэстин также советует активнее стимулировать малый бизнес. "Нужны конкретные шаги для борьбы с некоторыми проблемами - вопросами управления и коррупции", - говорит Джеймс Фрил, глава российского отделения Rothschild.
Статья о программе приватизации озаглавлена "Сбербанк" подает пример для дальнейших продаж госсобственности". "Если Россия выбирала сделку, которая расшевелит долгожданную программу приватизации, то вторичное размещение акций "Сбербанка", любимца инвесторов, - воплощение самых светлых надежд", - полагает журналистка Кортни Уивер.
Вопрос в том, повторят ли этот успех другие компании.
Спрос на акции "Сбербанка" инвесторы и аналитики объясняют не только его правильной стратегией размещения акций. "Сбербанк" - одна из немногих компаний, чей тип корпоративного управления и транспарентности вызывает ощущение комфорта у тех, кто инвестирует в "голубые фишки", - пересказывает газета слова Стивена Дашевски (инвестфонд Dashevsky&Partners, Москва).
Однако другие госкомпании из "приватизационного списка", на взгляд Дашевски, - "не очень хорошо управляются, а иногда коррумпированы". Вдобавок в большинстве случаев пакеты недостаточно велики, чтобы инвесторы смогли провести реформы.
Инвесторы вообще скептически относятся к акциям российских компаний, заметил Андрей Мовчан (Third Rome Investment Solutions).
Со своей стороны, Дмитрий Крюков (Verno Capital) видит приметы прогресса: к концу нынешнего года в России наконец-то появится центральный депозитарий ценных бумаг, российские компании начинают платить крупные дивиденды.
Название статьи о топливно-энергетическом секторе - "Череда нефтяных сделок с иностранцами". Россия открывает для зарубежных инвестиций свои колоссальные ресурсы на шельфе, полагает журналистка Кэтрин Белтон.
Предыдущие 10 лет "российское государство, иногда произвольно, заново утверждало свою гегемонию в топливно-энергетическом секторе", говорится в статье. Теперь же правительство, не отказываясь от контроля над месторождениями, завлекает нефтяников новым режимом налогообложения для работ на шельфе - "самым прогрессивным в мире", замечает издание.
Россия осознает, что для освоения месторождений в Арктике должна привлечь ноу-хау и технологии зарубежных компаний, иначе ей не сохранить свое первое место в мире по добыче энергоносителей.
Министерство энергетики обдумывает, не разрешить ли зарубежным компаниям владеть долями в лицензиях на разработку шельфа. На данный момент к этим лицензиям допущены только "Роснефть" и "Газпром".
Между тем "Газпром" в августе отсрочил освоение Штокмановского месторождения на неопределенный срок. Ситуация на мировом рынке газа не способствует дорогостоящим проектам "Газпрома", поясняет издание.
Проекты "Роснефти" тоже сопряжены с рисками: например, пока неизвестно, что залегает в Карском море - нефть или газ, и объемы пока не подтверждены.
Игорь Сечин признает, что освоение Арктики - задача еще более трудоемкая, чем запуск человека в космос. Но "в отличие от конкуренции вокруг космической гонки, наша работа основана на международном сотрудничестве", подчеркивает он.
"Массированное финансирование подобия Кремниевой долины" - так называется статья об инновациях в России, посвященная, разумеется, проекту Сколково. "Идея в том, чтобы свести лучшие российские и зарубежные умы с большим бизнесом и венчурным капиталом и создать инновационную экосистему", - поясняет журналистка Изабель Горст.
Даже в США Кремниевая долина лишь через несколько десятилетий стала движущей силой инноваций. "Россия пытается запустить процесс стремительно, путем крупных денежных вливаний", - повествует автор.
Государство выделило 4,2 млрд долларов на инвестиции и обещало еще несколько миллионов в форме грантов и налоговых льгот. Почти три четверти госассигнований будут потрачены на застройку участка, расположенного в стороне от крупных шоссе или линий общественного транспорта. Пока здания и комплексы проектируются, Сколково уже рассмотрело тысячи заявок и выдало гранты общей суммой 260 млн долларов.
"И все же даже венчурные капиталисты, делающие ставку на Сколково, не уверены в его перспективах", - утверждает газета. Так, Дмитрий Алимов полагает, что результаты будут видны не сразу. "Вопрос в том, насколько Сколково изменит путь российской модернизации - на 1% или кардинально? Все зависит от того, хватит ли у правительства терпения дожидаться 10-15 лет".
Следующая статья называется "Российский Дальний Восток: масса ухабов на потенциальной дороге к богатству". Символом проблем этого региона журналистка Кортни Уивер называет шоссе близ Владивостока, построенное к саммиту АТЭС за 29 млрд рублей. В июне обрушилась одна заградительная стена, в сентябре - другая.
"У России большие планы на развитие ее тихоокеанского рубежа - ворот, ведущих к ряду самых быстрорастущих экономик мира, - но есть также масса проблем с развитием инфраструктуры, необходимой для сообщения региона с остальной страной", - поясняет издание.
Инфраструктурные проекты - хороший способ привлечь азиатских инвесторов, считает Питер Стонор (ВТБ-Капитал). Так, в прошлом году южнокорейская International Airport Corporation приобрела 10% в аэропорту Хабаровска. "Одна из проблем - недофинансирование в постсоветский период", - признает Стонор.
Россия должна изменить имидж Дальнего Востока не только за границей, но и у населения. Самый необходимый ресурс - люди, но российская молодежь ориентирована на Запад, сетует Сергей Караганов (ГУ-ВШЭ).
Другие советуют усовершенствовать сеть железных и автомобильных дорог, чтобы лучше связать Дальний Восток с остальной страной. "Если Россия хочет играть достойную роль в мире, ей придется интегрироваться с Азиатско-Тихоокеанским регионом", - подытоживает Дмитрий Тренин (Moscow Carnegie Centre).
Отдельная статья - "Иностранцы завладели большой долей 11-миллиардного (в долларах) рынка железных дорог" - посвящена транспорту. Журналистка Изабель Горст описывает Новочеркасский электровозный завод. "Сотрудники инженерного отдела, прилипшие к мониторам, быстро догоняют современность. До прошлого года, когда сюда пришла французская Alstom Transport, они обходились авторучками и бумагой", - говорится в статье.
Все больше зарубежных инвесторов создают предприятия в России, надеясь увеличить свою долю на рынке железнодорожной инфраструктуры, оцениваемом в 11 млрд долларов в год. Alstom и ее партнер "Трансмашхолдинг" (TMH) разрабатывают и производят сверхсовременный подвижной состав.
"Это более широкомасштабная сделка, чем просто передача технологий", - говорит Бернар Гонне, старший вице-президент Alstom Transport CIS.
Alstom приобрела 25% плюс одна акция в TMH. Она считает эту компанию ключом ко всем бывшим республикам СССР.
Главный зарубежный конкурент Alstom - немецкая Siemens, имеющая совместное предприятие с "Синарой" - российским производителем вагонов. Канадская Bombardier договорилась с "Уралвагонзаводом" (УВЗ) о совместной разработке трамваев и вагонов метро. Одновременно УВЗ приобрел контрольный пакет французской компании Sambre et Meuse.
Статья "Магнит: сеть распространяется на отдаленные регионы" рассказывает о российской сети супермаркетов. Ее глава, миллиардер Сергей Галицкий, считает чересчур лестным сравнение с основателем Walmart Сэмом Уолтоном, отмечает журналистка Изабель Горст.
Галицкий говорит, что "Магнит" никогда не догонит Walmart по величине или размаху. Глобальная экспансия не интересует Галицкого. "Зачем, когда в России надо столько всего делать?" - вопрошает он.
И все же издание находит параллели между Галицким и Уолтоном: оба создали свои империи с нуля и в провинциальных городах, оба "после трудного старта баснословно разбогатели, продавая товары со скидкой небогатым покупателям".
Газета приводит несколько цифр: чистая прибыль "Магнита" в первом полугодии 2012 года выросла на 142%, акции подросли на 30%. Магазины "Магнита" есть в 1800 российских городах и поселках.
"Галицкий, чье состояние оценивается в 6 млрд долларов с лишним, - богатейший российский бизнесмен, заработавший капитал не на сырьевых ресурсах", - отмечает газета.