Глава "Роснефти", герой сделки с акциями ТНК-BP, возможно, не слишком известен на Западе, но он - одна из самых могущественных фигур путинской эпохи, пишет The Guardian. Когда-то американские дипломаты шутили, что Сечин - не реальный человек, а жупел, выдуманный Кремлем, чтобы наводить страх, вспоминает журналист Люк Гардинг.
Но тот факт, что Сечин представил заявку "Роснефти" на приобретение доли в ТНК-BP, - еще один его шаг на свет, считает журналист. Если сделка состоится, "Роснефть" сделается крупнейшей в мире нефтяной компанией. Этот взлет можно объяснить только заслугами Сечина, считает автор.
Официальные должности Сечина не отражают весь масштаб его реального влияния в России, повествует автор. "В путинскую эру именно Сечин командует топливно-энергетическим сектором России, но до 2008 года он действовал преимущественно за кулисами. Его власть проистекает из его предполагаемой близости к Путину. Они не просто друзья с общим наследием в кругах КГБ, но и, согласно депешам американских дипломатов, имеют общие "экономические интересы".
Сечин, сторонник сильного государственного контроля, слывет главой кремлевского клана "силовиков". Гардинг склонен полагать, что Сечин, а не Медведев, "номер два" в России по влиянию и власти.
"В глазах его врагов Сечин - злокозненная фигура, кремлевский "серый кардинал", скрещенный со "злым волком", - говорится в статье. Его обвиняют, например, в развале ЮКОСа и аресте Ходорковского.
Но в 2009 году тогдашний посол США в Москве Джон Байерли перечислил ряд достижений Сечина: "Он превратил самую захудалую нефтяную компанию России в опору государства, конкурентоспособную на мировом уровне (правда, присовокупив активы ЮКОСа)"; уберег "Роснефть" от слияния с "Газпромом". По словам Байерли, Сечин - "прогрессивный управляющий", который прислушивается к миноритариям и даже нанял в "Роснефть" американца. "Однако из депеш следует, что американское правительство, к своему разочарованию, не имело "практически никаких контактов" с Сечиным", - говорится в статье.
Возвращаясь к возможной сделке с BP, автор пишет: "Видимо, Сечин признал, что "Роснефть" может стать крупной глобальной компанией лишь на основе международных инвестиций и опыта".