"Пока участницы Pussy Riot опротестовывали свой приговор в суде, вокруг их страны воздвигалось кольцо репрессий. Наступление на демократию рядится в судейскую мантию, но железную хватку авторитаризма ни с чем не спутать", - пишет эксперт по России фонда "Наследие" Ариэль Коэн в статье для The New York Times.
"Москва подлизывается к Китаю, поддерживает режим Асада в Сирии и игнорирует ядерную программу Ирана. Кремль усиленно работает над созданием сферы влияния на своих границах и "полюса" в многополярном мире, который будет противостоять Вашингтону", - утверждает автор статьи.
Недавние события вызывают безошибочные ассоциации с 1920-ми и 1930-ми годами, когда советское правительство отправляло людей в концлагеря только за то, кем они были, а не за то, что они сделали, пишет Коэн. Путин же назвал Сталина "эффективным менеджером".
Дума единогласно утвердила новые поправки, расширяющие понятие "государственной измены", продолжает автор статьи, так что обвинение сейчас можно выдвинуть практически против любого гражданина России, который работает в иностранной организации.
Кремль совершенствует и "телефонное правосудие", когда судьи получают устные указания сверху, какое принять решение по тому или иному делу, утверждает эксперт. Коэн упоминает и другие примеры недавних законопроектов: криминализация несогласованных акций протеста и высокие штрафы за их организацию, блокирование сайтов, которые государство сочтет вредоносными, закон об НКО и обсуждающийся сейчас законопроект о защите чувств верующих.
Режим будет принимать решение, какие "оскорбительные" материалы подвергнуть цензуре: например, власти в Ростове недавно запретили рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда", поясняет последний законопроект Ариэль Коэн.
"Закон о богохульстве - это подачка патриарху Кириллу, который укрепляет идеологическую функцию церкви. Этот закон также является важным шагом в отчуждении России от западных ценностей. Славянофилы и "евразийцы" торжествуют", - говорится в статье.
Путин проводит политику превращения России в крепость, основанную на внутренних репрессиях и внешнеполитической конфронтации, рассуждает автор статьи. "Перезагрузку" администрации Обамы нужно серьезно пересмотреть - так же, как отношения с Россией в целом, полагает он.
Предпочтительно начать действовать уже сейчас, до того, как призрак авторитарной России вновь начнет бродить по Европе и по всему миру, подытоживает Ариэль Коэн.