"Пока президент Владимир Путин пытается вновь сделать Россию крупным игроком на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия начинает наступление на традиционное поле деятельности России, организуя поставки недорогой нефти-сырца в Польшу", - пишет постоянный автор Bloomberg Леонид Бершидский.
"Европейские трейдеры и нефтепереработчики подтверждают, что Саудовская Аравия предлагает свою нефть с большими скидками, что делает ее привлекательнее российской. И даже несмотря на то, что большинство восточноевропейских нефтекомбинатов сейчас технологически зависят от российской неочищенной смеси, российские нефтяники беспокоятся неспроста", - пишет автор, приводя отрывки из недавних заявлений глав "Роснефти" и "Татнефти".
"Как и большая часть стран Центральной и Восточной Европы, Польша - давний клиент российских нефтяных компаний", - продолжает Бершидский. Но в то же время она и "главный инициатор снижения зависимости Евросоюза от российских энергоносителей... В этих условиях новый надежный поставщик - это подарок небес".
"Что касается саудовцев, то им нужно расширяться за пределы Азии, где спрос падает", - говорится в статье. Кроме того, "на азиатских рынках Россия стала серьезным конкурентом саудовцев. В мае по поставкам нефти-сырца в Китай Россия даже на какое-то время обогнала Саудовскую Аравию. Теперь, когда саудовцы ведут беспощадную ценовую войну за позиции на рынке (не только с американскими добытчиками сланцевой нефти, но и вообще со всеми поставщиками, не входящими в ОПЕК), они заходят на традиционные российские рынки сбыта. Этот процесс может перерасти в более активную потасовку между двумя крупнейшими мировыми экспортерами, которые и так уже противостоят друг другу в рамках сирийского конфликта... Если экономика Китая и дальше будет показывать более плохие результаты, чем ожидалось, этот рынок может стать слишком тесным для русских и саудовцев. Экономики обеих стран зависят от нефти, и отстаивание своей доли рынка для них - вопрос выживания".
Как пишет Бершидский, "нефтяная конкуренция - опасный скрытый мотив ближневосточной политики Путина. Российский лидер надеется, что когда Иран, его союзник, вновь выйдет на мировой рынок нефти и газа, Россия каким-то образом поучаствует в его прибылях, возможно, посредством новых трубопроводов через Сирию. Теперь, когда под вопросом оказалось и энергетическое верховенство России в Европе, Путин будет со все большей решимостью добиваться разрешения сирийского конфликта на своих условиях - иначе быть не может".