Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 сентября 2002 г.

Флориан Хассель | Frankfurter Rundschau

Ущелье разбойников и мятежников

Люди, живущие в Грузии по соседству с Панкисским ущельем, больше страдают от собственных уголовников и местной полиции, чем от чеченских мятежников.

День для Валерия Замхарадзе кончился, не успев начаться. В 4 часа утра предприниматель, занимающийся грузовыми перевозками, покинул свой дом в провинциальном грузинском городе Ахмети, чтобы перегнать фуру в столицу Тбилиси. Однако уже в соседней деревне путь ему преградил джип.

Замхарадзе ? сильный мужчина с загорелым лицом. Волосы у него уже седые, хотя ему только 44 года. Несмотря на длительный экономический кризис в Грузии, он, владея тремя грузовиками и автофургонами, тяжелой работой достиг скромного благосостояния. Он вспоминает: "Пять мужчин в масках с автоматами Калашникова окружили мою машину. Они, не сказав ни слова, надели мне на голову маску и заковали в наручники". Мужчины за освобождение Замхарадзе потребовали 15 000 долларов. "Либо ты платишь, либо мы отрежем тебе уши, пальцы и язык".

Похищение Замхарадзе произошло 1 декабря 2000 года ? и это только последний в длинном ряду аналогичных случаев в Грузии, в частности в солнечном винодельческом регионе Кахетия, что в 200 километрах северо-восточнее Тбилиси. За полгода до этого был похищен директор асфальтового завода из соседней деревни Матан. Пять месяцев спустя его освободили, после того как его семья собрала по друзьям и знакомым несколько десятков тысяч долларов, которые похитители потребовали в качестве выкупа.

Однако сын Замхарадзе Михаил и не думал платить. Он знал, где похитители держат его отца. В Панкисском ущелье. Его соседи придерживались того же мнения. Сотни жителей Ахмети с охотничьими ружьями и пистолетами заблокировали единственный подъезд к узкому ущелью, имеющему несколько сотен метров в ширину и несколько десятков километров в длину и окруженному лесистыми склонами. Они передали местным старейшинам, что блокада будет снята лишь в том случае, если те заставят похитителей освободить Замхарадзе.

Пока грузинские солдаты и полицейские под объективами телекамер не вступили в августе в Панкиси, государство в ущелье практически не было представлено. И это тоже имеет свою историю. В ущелье живет около 7000 кистинцев, этнических чеченцев, которые бежали туда в начале XIX века от российской захватнической кавказской войны. Они теперь называют своих детей грузинскими именами и придерживаются грузинских традиций. Когда Москва осенью 1999 года начала новую чеченскую кампанию, тысячи мирных жителей бежали из Чечни к своим дальним родственникам. Вместе с женщинами, детьми и стариками в Панкиси пришли сотни мятежников. В 17 панкисских деревнях они отдыхают, выхаживают раненых и пополняют запасы для продолжения войны с Москвой. Однако Панкисское ущелье ? это не просто убежище для мятежников, которые крадут овец и коров из соседних деревень. Здесь, где не действуют законы, вольготно себя чувствуют торговцы наркотиками и оружием, как, впрочем, и похитители Валерия Замхарадзе.

Через пять дней после начала блокады ущелья жителями Ахмети похитители уступили и оставили предпринимателя ночью на мосту. "У них не было иного выхода - говорит Замхарадзе. - Все жители Панкиси страдали от похитителей и не могли даже поехать на рынок в Ахмети". В честь освобождения Валерия Замхарадзе грузинское вино лилось рекой.

В сравнении с другими заложниками Валерию Замхарадзе повезло. Два испанских бизнесмена были отпущены на свободу лишь в начале декабря 2001 года после того, как они провели целый год в Панкисском ущелье в качестве заложников. Ливанского предпринимателя, похищенного 7 июня 2001 года из Тбилиси, три месяца продержали прикованным к кровати с завязанными глазами.

Преступники, использующие Панкисское ущелье в качестве базы, зарабатывают много денег не только на заложниках. В центре Ахмети до недавнего времени вооруженные люди открыто продавали наркотики и оружие. В начале 2002 года местным жителям это надоело. Мириан Цискаришвили, полковник Советской армии в отставке, вместе с тысячами единомышленников организовал перед зданием районной администрации митинг протеста против "панкисской заразы". "Мы выступали не столько против мятежников, - поясняет Цискаришвили, - сколько против наших земляков и нашей собственной полиции". Почему, объясняет мэр Ахмети Сакро Кинкладзе: "Угон скота ? это, естественно, дело рук мятежников. Но захват заложников и торговля оружием и наркотиками начались у нас уже в 1996 году, за три года до прибытия чеченцев".

Артандил Туркашвили, начальник полиции Ахметского района, говорит: "Девять десятых преступников ? это местные грузины, осетины или кистинцы". Это утверждение, пожалуй, единственное, в чем солидарны начальник полиции и мэр. Постольку то обстоятельство, что преступники действуют совершенно беспрепятственно, Кинкладзе объясняет прежде всего помощью, которую полицейские, солдаты и сотрудники спецслужб оказывают им в похищениях людей, торговле наркотиками и оружием.

Этому существуют конкретные подтверждения. Так, в середине июня на самой главной военной базе Грузии "Васиани" под Тбилиси за кражу противотанковых гранат и радиостанций были задержаны два майора. В то же время был арестован майор госбезопасности Симон Мчелидзе. В его джипе были обнаружены противотанковые ракеты и другое новейшее оружие российского производства.

Зачастую сотрудники спецслужб не останавливаются и перед похищениями людей. Пять месяцев назад в грузинской информационной программе "60 минут" был показан сюжет, снятый скрытой камерой: "Мы показали, как генерал Цителашвили, высокопоставленный чин из министерства обороны, встречался с преступником из Панкисского ущелья, - рассказывает ведущий Акакий Гогихаишвили. - Чтобы оплатить долги преступникам, генерал предлагал похитить еще одного заложника. В качестве зачинщика этого предприятия он называл начальника службы военной разведки".

Мэр Ахмети Кинкладзе полагает, что и в его вотчине блюстители порядка принимают участие в преступлениях. "Преступники, которые открыто продавали наркотики и оружие, чувствовали себя у нас настолько уверенно, что даже не считали нужным прятать в машинах автоматы и гранатометы". В течение долгих лет он безрезультатно просил полицию и спецслужбы арестовать преступников.

Вопрос, сократится ли преступность в Кахетии после ввода войск и мнимого ухода чеченских мятежников, остается открытым. В конце января министр внутренних дел Грузии Коба Нарчемашвили после протестов, обративших на себя всеобщее внимание, пообещал "реорганизовать всю местную полицию". Министр госбезопасности Валерий Хабурдзания подчеркнул в беседе с нашим корреспондентом, что с того времени "открытая торговля наркотиками и оружием с улиц исчезла, а государственная власть вернулась". Однако, в глазах жителей Ахмети изменения носят лишь косметический характер. Новый начальник полиции Артандил Туркиашвили в ответ на прямо поставленный вопрос согласился, что до сих пор не было заведено ни одного дела против коррумпированных полицейских.

Одно из последних событий тоже выставляет полицию не в лучшем свете. Уголовный преступник из Панкиси обратился в Тбилиси в редакцию программы "60 минут". Он сказал, что готов назвать генеральному прокурору похитителей четырех грузинских монахов в обмен на облегчение наказания. Не успел он договорить, как его и находившихся рядом двух посторонних человек застрелил наряд полиции.

"Наша полиция, очевидно, не была заинтересована в том, чтобы были названы имена похитителей", - говорит организатор протестов Цискаришвили.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru