Россия купается в море денег. Часть избыточной ликвидности, порожденной высокими ценами на нефть, перерабатывается через английские футбольные клубы, другая идет не внутренний фондовый рынок. Кое-что пускают на восстановление кредитоспособности России. Ударная сумма в 15 млрд долларов из правительственного нефтяного стабилизационного фонда была использована для досрочного погашения внешнего долга.
Все это сильно отличается от мрачных дней 1998 года, и эти достижения - не только на счету нефтедолларов. Годы фискальной дисциплины и крупный экономический рост привели к тому, что в этом году правительство ожидает получить бюджетный профицит в размере 8% ВВП. Однако вместе с нефтяными сверхприбылями появились и первые симптомы "голландской болезни" (сырьевая промышленность душит другие отрасли производства; рост доходов приводит к повышению курса местной валюты из-за удешевления иностранной валюты. - Прим. ред.).
В будущем году правительство намерено увеличить расходы на 1,5% ВВП, пустив их в основном на решение текущих проблем, которые придется финансировать в любом случае, даже если цены на нефть упадут. Это подольет масла в огонь потребительского бума, который вносит свой вклад в рост инфляции. Тем временем частный сектор увеличивает долларовый долг. К концу 2005 года он, по прогнозам, достигнет 80 млрд долларов, и если рубль ослабеет, то компании столкнутся с проблемами обслуживания этого долга.
Изобилие денег также означает, что правительство может, радостно потирая руки, откладывать реформы, которые требуются для прокладки пути долгосрочному стабильному росту. Препятствия для ведения бизнеса в России - бюрократия, коррупция, слабая правовая основа - остаются серьезнейшими. До выборов осталось всего два года, а желание правительства справиться с этими препятствия никогда не казалось столь слабым.