Как это было на выборах 2002 года, немцы не смогли сделать выбора между левоцентристами и правоцентристами. Обе крупнейшие партии, которые, деля страну на два антагонистических лагеря, определяют ее политическую жизнь, переживают кризис.
Социал-демократы Герхарда Шредера получают самый низкий рейтинг с 1957 года. Христианские демократы во главе с Ангелой Меркель с 1951 года никогда еще не были так слабы. Напротив, небольшие партии, которые вели напористую предвыборную кампанию и отличались простыми программами (в правом лагере это были либералы, а на другом конце политического спектра - целый ряд неправительственных левых объединений), делают явные успехи.
Популизм торжествует, и умеренность, продиктованная ответственностью, уже не в чести. Эта тенденция свойственна не только Германии. Она отравляет политический климат во Франции и оставляет свои следы в Швейцарии.
Трудно предсказать, кто будет править Германией завтра. СДПГ Шредера проиграла, но канцлер, оправившись от шока, в психологическим плане вышел из выборов победителем. ХДС еще может вернуть себе позиции сильнейшей партии в парламенте, но ее преимущество в голосах так незначительно, что на бледном лице ее лидера заметна подавленность.
Политическое будущее Ангелы Меркель - под большим вопросом. "Бароны" ХДС не упустят случая заставить ее заплатить за худшее, что могло случиться с их партией.
Правые не будут управлять Германией, так как им не удалось разработать убедительного политического проекта. Левые в своей совокупности теоретически имеют за собой большинство, но в обозримом будущем им не преодолеть раздирающих их глубоких разногласий. Создание прочного большинства - крайне сложная задача. Если две крупнейшие партии заключат союз или если макиавеллист-Шредер решится на коалицию СДПГ с либералами и "зелеными", эти объединения будут хрупкими и разобьются о первое же препятствие.
Германия вступает в политический кризис. Это новое обстоятельство: с послевоенных времен германская демократия для всех служила примером стабильности. Политический кризис накладывается на кризис "государства-покровителя", страдающего от удушья, и экономики, неспособной к росту.
У Европы есть основания беспокоиться за эту Германию - ослабленную и терзаемую сомнениями в 15-ю годовщину воссоединения. В такое даже трудно было поверить. Когда в ноябре 1989 года рухнула Стена, соседи Германии были уверены, что теперь в центре континента появится всемогущий гигант...