Двадцать лет назад любой офицер КГБ был бы немедленно уволен, если бы узнали, что он исповедует религиозные взгляды. А сейчас "преданный христианин", российский лидер Владимир Путин говорит о том, что религия "занимает важное место" в России XXI столетия.
Это место есть и в российской разведке. Как бывший офицер внешней разведки КГБ, Путин обладает большим контролем над разведкой, чем любой российский лидер после Иосифа Сталина. Одной из отличительных характеристик КГБ был воинствующий атеизм. Между тем в марте 2002 года ФСБ (путинская служба внутренней безопасности и разведки) наконец нашла Бога.
Талантливый молодой историк современной России Джули Элкнер стала первым западным ученым, узнавшим, что одна из восстановленных православных церквей в центре Москвы была сделана патриархом Алексием II приходской церковью ФСБ для того, чтобы отправлять ранее пренебрегаемые духовные потребности сотрудников ФСБ. Директор ФСБ Николай Патрушев и патриарх отметили мистический союз православной церкви и государственного аппарата безопасности, торжественно обменявшись дарами.
Патрушев вручил патриарху символический золотой ключ от церкви и икону Святого Алексея, а патриарх в ответ подарил директору ФСБ икону Богоматери и икону святого Николая - покровителя Патрушева. Конечно, ФСБ не стало первой разведслужбой мира, большинство сотрудников которой являются правоверными христианами. Но в последнее время к религии обратились ряд действующих и бывших офицеров разведки - и среди них Николай Леонов, который полвека назад стал первым человеком, который предупредил КГБ о революционном потенциале Фиделя Кастро.
Как пишет Джули Элкнер, "духовность" стала распространенной темой для информационной службы ФСБ. Бывший руководитель Центра общественных связей ФСБ Василий Ставицкий опубликовал несколько книг стихов с сильной духовной направленностью, среди них книга "Секреты души" и книга "духовно-патриотических" стихов для детей "Зажги, мама, свечку!"