На открытии заседания ООН на прошлой неделе президент Буш сказал, что Соединенные Штаты могут добиться на мировой арене гораздо большего, создавая коалиции, а не выступая в качестве "одинокого рейнджера".
Правда, в то же время за кулисами его помощники из последних сил боролись с начинающимся пожаром: страны, которые Буш считает своими партнерами - Китай, Россия и Индия - объединились, чтобы сорвать совместную попытку США и Европы наложить санкции на Иран за предположительно разрабатываемую там программу ядерного вооружения.
Вашингтону пришлось отступить - по крайней мере, на этом этапе. Однако более важным, возможно, является необычный характер стран, решивших отмежеваться от президента Буша, и те неприятности, которые это может сулить в будущем.
Находясь в стенах ООН, в среду утром Буш увидел дивный новый геополитический мир, в котором твои союзники по одному вопросу могут в соседней комнате затевать что-то против тебя по другому вопросу.
Когда Буш начал создавать коалицию после 11 сентября, он ожидал, что Соединенные Штаты будут стрежнем такой структуры.
Однако теперь, после войны в Ираке, президент все чаще сталкивается с тем, что можно было бы назвать коалицией несогласных, которые преследуют свои собственные интересы или отодвигают цели Америки в мире, пункт за пунктом, в поисках нефти или регионального влияния.
Безусловно, такие движения начались задолго до того, как Джордж Буш стал президентом. Европа разрабатывала общую военную стратегию, независимую от Вашингтона (этот эксперимент проходит с переменным успехом), а азиатские и латиноамериканские страны сплачивались, в основном для заключения торговых соглашений.
Но период после 11 сентября 2001 года несколько сгладил эти разногласия. Многие страны решились объединиться с президентом, объявившим, что надо выбрать - "быть с нами или против нас".
Четыре года спустя президент уже не выглядит столь непоколебимым. Соблазн вступать в особые партнерские отношения для некоторых стран оказался непреодолимым.
Вот наиболее неожиданные из таких союзов.
Китай, Россия и Индия
Попытка применить санкции против Ирана на данном этапе провалилась в первую очередь из-за этой тройки. Китай и Индия развиваются в таком темпе, что превратились в крупнейших потребителей нефти - а значит, в друзей Ирана. Россия была ключевым поставщиком для Ирана в рамках проекта строительства большого ядерного реактора.
Никто не хочет ставить под угрозу свои отношения с Ираном в связи с программой ядерного вооружения, существование которой Тегеран отрицает.
У этих стран имеются рычаги, поскольку Россия и Китай обладают правом наложить вето на любую санкцию СБ ООН. В связи с этим Буш не хочет выступать с предложением, которое может быть отвергнуто, что, вероятно, только подстегнет Иран в разработке ядерной программы.
Ситуация с Ираном породила еще одно странное партнерство: Индия и Пакистан. Обе эти страны десятилетиями тайно занимались разработкой ядерного арсенала, считая мишенями как раз друг друга. Три года назад Соединенные Штаты пытались помешать им взорвать друг друга в связи с конфликтом из-за Кашмира. Сейчас Индия и Пакистан одинаково возражают против наказания Ирана.
Никто не предполагает, что это внезапное взаимопонимание между Пакистаном и Индией знаменует окончание их вражды. Но для многих шокирующим является то обстоятельство, что Пакистан, который Буш объявил "главным союзником за пределами НАТО", и Индия, только что заключившая с Вашингтоном договор о сотрудничестве в области гражданских ядерных технологий, объединяются в противостоянии главнейшим целям Буша.
Китай и Южная Корея против Соединенных Штатов и Японии
Во время холодной войны союзы были простыми. В тихоокеанском регионе США держались сообща с Японией и Южной Кореей. Северная Корея была заодно с Китаем. Потом наступил бум 1990-х, когда Китай решил, что капитализм не так уж плох, и установил дипломатические отношения с Южной Кореей.
Для Вашингтона и Токио сейчас первоочередная задача - разоружение Северной Кореи. Однако Южная Корея и Китай жаждут одного - стабильности. Поэтому они будут, пока это возможно, всеми средствами пытаться предотвратить односторонние действия со стороны Соединенных Штатов.
Россия и Европа
Стоя в пятницу вечером в Восточной комнате рядом с Владимиром Путиным, президент Буш сказал, что сбился со счета, вспоминая встречи с Путиным, потому что их было больше, чем пальцев на руках. Кроме того, он никогда не упускает возможности поблагодарить Путина за сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Однако реальность такова, что в Белом доме многие испытывают серьезные подозрения относительно мотивов Путина и его централизации власти. В связи с этим Путин ищет поддержки в Европе, особенно по вопросам, на которые у администрации Буша и Европы разные взгляды: война в Ираке, Ближний Восток, глобальное потепление.
К тому же, как и многие в Европе, Путин не вполне доволен призывом Буша к распространению демократии во всем мире. Периодически он сам становится объектом критики США в связи с действиями по укреплению власти Кремля.
В начале года в Словакии он 40 минут читал Бушу лекцию о несовершенствах американской демократии.
"Это было как железом по стеклу, - сказал помощник Буша. - И, надо думать, боссу это не понравилось".