"То, что раньше было немыслимо, теперь обсуждается в открытую, а Европа тем временем катится от одной фазы долгового кризиса к другой", - говорится в очередной публикации The Sunday Times на тему проблем в зоне евро, в том числе в Греции.
На прошлой неделе министры финансов США и Великобритании выступили с новыми предостережениями в адрес европейских лидеров. "Критической" назвал сложившуюся ситуацию и экономист Нуриэль Рубини, прославившийся тем, что предсказал кризис 2008 года. Он указал на переход задолженности с частного на государственный, а затем и надгосударственный уровень, и отметил: "Нельзя больше пинать эту консервную банку по дороге, потому что с Марса и Луны спасать ЕСФ (Европейский стабилизационный фонд) или МВФ никто не прилетит". По мнению эксперта, перед еврозоной сейчас стоит выбор: пойти по пути "экономической интеграции, финансовой интеграции и политического единства" либо столкнуться с "дезинтеграцией".
Министерство финансов Великобритании имеет план действий на случай вылета Греции из еврозоны или краха единой валюты. Этот документ "настолько засекречен, что правительство не желает официально признавать его существование", однако The Sunday Times удалось в частном порядке обсудить его с неназванным чиновником казначейства: "Разумеется, ведутся приготовления на случай, если события примут такой оборот. Это для нас важный вопрос. Что может быть важнее?" - сказал он.
На прошлой неделе рынки начало лихорадить в связи с опасениями, что у Греции кончатся деньги. Акции крупных держателей греческих облигаций, таких как Société Générale и Crédit Agricole, пошли вниз. Дабы успокоить страхи по поводу широкой волны банкротств, пять центральных банков, в том числе Банк Англии, Федеральный резерв и ЕЦБ, отреагировали "смелым" решением предоставить пострадавшим банкам "неограниченную долларовую ликвидность". "Но это был лишь временный импульс, а не решение кризиса", - комментирует The Sunday Times. С точки зрения корреспондента Роберта Уоттса, подобные шаги разделяют Европу. "Немцы, голландцы, финны и другие жители Северной Европы все больше сопротивляются тому, чтобы вбрасывать новые порции денежной помощи расточительным южным странам", - констатирует он.
Уоттс подчеркивает, что линия раскола проходит не только между политиками различных стран, но уже и в правлении ЕЦБ. Одно из предлагаемых решений состоит в создании евробондов. С этим проектом связаны "две проблемы. Во-первых, на согласование и реализацию уйдет какое-то время, а времени мало. Во-вторых, идею не поддерживают немецкие избиратели". Кризис, "возможно, ускользает от контроля политических лидеров", заключил корреспондент из разговоров с греками: они выводят свои сбережения в иностранные банки.
По мнению Саймона Тилфорда, главного экономиста лондонского Центра европейских реформ, если бы из зоны евро вышли только Португалия и Греция, Великобритания бы отделалась относительно легко. Но проблема, полагает он, в том, что к нынешнему моменту "заражение уже распространилось на Испанию, Италию, а теперь и Францию. На данном этапе существует весьма реальная угроза, что от еврозоны не просто отколется кусочек - она может развалиться". Главный экономист немецкого банка Berenberg Холгер Шмидинг считает такой исход маловероятным, поскольку "для большинства представителей французской и немецкой элиты валютный союз между их странами - это венец 60-летней интеграции Европы. Германия, Франция и ЕЦБ, вероятно, в лепешку расшибутся, чтобы предотвратить коллапс евро".
"Европейские лидеры так часто доводили экономики своих стран до края, что им, наверно, кажется, что они могут выходить сухими из воды снова и снова. Но есть опасность, что события станут развиваться под воздействием внутреннего импульса и рынки столкнут единую валюту с обрыва. В таком случае за ней может последовать и британская экономика", - заключает Уоттс.