Операция по ликвидации Усамы бен Ладена во многом обязана своим успехом аналитику ЦРУ - женщине, известной под именем "Джен", пишет обозреватель Newsweek Эли Лейк, ссылаясь на недавно изданные мемуары участника операции. Джен заверила "морских котиков", что бен Ладен действительно проживает в доме неподалеку от пакистанской военной академии в Абботабаде. "Перед штурмом она рассказала, чего следует ожидать: вплоть до таких деталей, как вопрос о том, куда открываются двери в усадьбе - внутрь или наружу", - говорится в статье.
Когда-то женщины в ЦРУ могли рассчитывать только на должность стенографистки, в лучшем случае - аналитика среднего звена, продолжает Эли Лейк.
Но Джен - офицер нового типа. Ее специализация называется targeter: аналитик, который, просматривая нечеткие съемки с беспилотников и обрывочные разведданные, устанавливает точное местоположение террористов, наркоторговцев или контрабандистов оружия. "Ведомство довело до совершенства искусство и научные методы современной "охоты на людей", подготовив целое поколение тарджетеров типа Джен", - сообщает автор. Эти аналитики почти всегда фокусируются на одном человеке или одной организации. По словам бывшего зам-директора ЦРУ по оперативной деятельности Хосе Родригеса, в последние годы большинство тарджетеров - женщины.
Со своей стороны, Майк Шойер, первый заведующий Alec Station - отделом ЦРУ, который первоначально выслеживал "Аль-Каиду", говорит: первые поимки высокопоставленных членов "Аль-Каиды" после 11 сентября - заслуга его сотрудниц-аналитиков. "Если бы я мог повесить на дверь табличку: "Мужчин на работу не берем", я бы это сделал", - заметил Шойер.
Один из самых знаменитых тарджетеров последнего времени - Дженнифер Мэттьюз, возглавлявшая группу агентов ЦРУ, которая выследила высокопоставленного члена "Аль-Каиды" Абу Зубайду. Мэттьюз погибла, когда иорданский врач, выдававший себя за агента ЦРУ, пришел с ней поговорить и взорвал себя.
Как воспринимаются тяготы службы в ЦРУ семьями? Аналитик Джина Беннетт, мать пятерых детей, заявляет, что женщины не должны выбирать: либо семья, либо карьера в ЦРУ. "Не только мой муж полностью одобряет тот факт, что для меня работа - призвание, но и дети поняли, что такое служить высшему благу", - говорит Беннетт.
Работа тарджетера позволяет женщинам выполнять важные задания, проживая в районе Вашингтона, и не жертвовать интересами семьи, отмечают многие источники автора в руководстве ЦРУ.
Почему среди тарджетеров больше женщин? "Мне кажется, женщины склонны уделять больше внимания деталям, а для этой работы именно это и требуется", - говорит Мэри Маргарет Грэхем, одна из первых женщин, занимавших в ЦРУ высокую должность, связанную со шпионажем. Беннет ответила шуткой: "Упорная женщина всегда завоевывает своего любимого мужчину". Впрочем, официальный представитель ЦРУ Престон Голсон заявил, что таланты тарджетера не обусловлены половой принадлежностью: "Требуются творческое мышление, терпение, упорство и умение убеждать других".
В ЦРУ не всегда считали, что от половой принадлежности таланты разведчика не зависят. Автор рассказывает историю Вирджинии Холл - единственной американки, которая, не будучи военнослужащей, удостоилась медали "За безупречную службу" на Второй мировой войне. Холл работала в Управлении стратегических служб - предшественнике ЦРУ. Она проникла во Францию, оккупированную нацистами, и обучила три батальона борцов Сопротивления. "Подвиг тем более впечатляющий, что у Холл не было ноги. Согласно официальной истории ЦРУ, она клала протез в рюкзак перед тем, как спрыгнуть с парашютом и приземлиться в тылу врага", - говорится в статье. После войны Холл пришла работать в ЦРУ. "Но в мир шпионажа ее не допустили - отправили работать аналитиком на кабинетной должности", - сообщает автор.
Брать женщин на работу, связанную со шпионажем, в ЦРУ начали лишь в 1970-е годы. Грэхем пришла в ЦРУ в 1979 году, имея на счету магистерский диплом по советологии и опыт работы няней в посольстве США в Москве. Ситуация менялась медленно: по словам Грэхем, если женщин и продвигали по службе, то на должности в кадровых отделах или бухгалтерии.
В 1986 году группа сотрудниц ЦРУ подала коллективный иск, обвиняя ведомство в систематической дискриминации. В 1995 году ведомство заключило с истицами соглашение и выплатило им 940 тыс. долларов. По словам Грэхем, с тех пор ситуация изменилась кардинально. Ныне, по словам Голсона, женщины занимают 40% высоких руководящих должностей в ЦРУ.