Сулейман Керимов стал миллиардером благодаря железной воле и невероятной любви к риску. Кто-то называет его заговоренным, другие объясняют его везение прочными связями в Кремле. Как бы то ни было, бросив вызов президенту Белоруссии Александру Лукашенко, он и его подчиненные зашли слишком далеко, полагают корреспонденты Financial Times Кортни Уивер, Чарльз Кловер и Ян Ченски: в результате конфликта между принадлежащим Керимову "Уралкалием" и Белоруссией гендиректор предприятия Владислав Баумгертнер очутился в минской тюрьме.
Все началось с того, что, сколотив состояние в крайне опасном российском банковском секторе, Керимов решил заняться чем-то поспокойнее - удобрениями. В 2010 году он приобрел 21% акций "Уралкалия", мирового лидера по производству удобрений. В том же году российская компания и "Беларуськалий" образовали консорциум, который получил название "Белорусская калийная компания" (БКК). Распределение квот - 40% у белорусской стороны и 60% у российской - "было очень выгодно производителям, хотя, возможно, и не так выгодно потребителям", - приводит британское издание слова одного из топ-менеджеров "Уралкалия".
"Они хотят восстановления картеля, вот и все", - объяснил действия белорусских властей источник, близкий к "Уралкалию". Белорусы же, в свою очередь, утверждают, что Россия, пользуясь финансовыми проблемами Минска, заставляет их продать долю в "Беларуськалии".
В окружении миллиардера утверждают, что белорусская сторона "прижала их к стенке". Простого перераспределения квот - 55%-45% - Лукашенко показалось мало, и в декабре 2013 года он разрешил предприятию продавать удобрения в обход БКК, восстанавливает хронологию событий FT. В январе белорусский президент заверил Керимова, что не собирается нарушать квоты, однако, несмотря на его обещания, "Беларуськалий" приступил к переговорам с покупателями в Индии и Бразилии и продал за май и июнь около 85 тыс. тонн удобрений в обход картеля.
26 июля совет директоров "Уралкалия" решил расторгнуть соглашение с белорусской стороной и уведомил об этом рынок. Акции компании упали на 17%, однако потери Белоруссии, чей бюджет на 20% состоит из доходов "Беларуськалия", были еще больше.
Через 2 недели премьер-министр Белоруссии пригласил Керимова на встречу в Минск. По информации корреспондентов, олигарх собирался ехать, однако Баумгертнер его отговорил и отправился в Минск один. В результате генерального директора "Уралкалия" обвинили в превышении полномочий и взяли под арест, ему грозит до 10 лет тюрьмы. Белорусская прокуратура выписала ордер на арест Керимова по такому же обвинению. Знакомые миллиардера говорят, что он не выезжает за пределы России, поскольку опасается Интерпола.
Пока Баумгертнер томится в тюрьме, Кремль по-прежнему бездействует. "Кто-то в российском правительстве хочет вернуть "Уралкалий", - предполагает собеседник издания в банковских кругах. Другое объяснение позиции Москвы - желание завлечь Украину в Таможенный союз. "Нельзя душить Белоруссию и одновременно говорить украинцам: "Все в порядке, вам не о чем волноваться, мы будет хорошими торговыми партнерами", - рассуждает бывший кремлевский чиновник.
Некоторые полагают, что проблемы Керимова с "Уралкалием" и провал его начинаний в "Анжи" связаны с тем, что он растерял свое влияние в Кремле, говорится в статье. Впрочем, близкие к Керимову источники утверждают, что он остается одним из самых талантливых российских инвесторов: "Он не раз доказывал, что знает, как поступать правильно".