"Эти цифры заставляют вздрогнуть: больше половины повстанческих группировок, добивающихся свержения Башара Асада, принадлежат к салафитским и джихадистским организациям", - говорится в статье корреспондента Le Figaro Жоржа Мальбрюно. По данным ООН, на сегодняшний день в Сирии насчитывает около 600 влиятельных вооруженных группировок, и из них 58% являются представителями ультрарадикальных и обскурантистских течений ислама.
"По моим оценкам, еще год назад число повстанцев, которые состояли в группировках, связанных с "Аль-Каидой", не превышало 5%, - рассказал журналисту глава координационного бюро ООН Мохтар Ламани, имея в виду "Джабхат ан-Нусра" и "Исламское государство в Ираке и Леванте" (ИГИЛ). - Сегодня члены этих двух организаций и салафиты в целом составляют больше 40% из 150 тыс. повстанцев, сражающихся на территории страны".
Согласно исследованию команды Ламани, которое длилось больше года, силы восставших насчитывают не меньше 2 тыс. батальонов, среди которых преобладают подразделения салафитов, говорится в статье.
Исследователи из ООН констатируют слабый удельный вес вооруженных формирований, подчиняющихся Свободной сирийской армии (ССА), которую поддерживают США, Франция и арабские страны. "Их можно обнаружить в небольшом количестве в районе Хомса", - сообщает Ламани, оценивая их долю в повстанческом движении в 15%.
"Джабхат ан-Нусра" и ИГИЛ - единственные, кто за два года боев никогда не испытывал недостатка в деньгах и оружии. После того как США отложили нанесения ударов по режиму Асада, появилась опасность того, что джихадисты воспользуются своим преимуществом и поглотят умеренных повстанцев, которым кажется, что Запад их бросил.
В рядах "Джабхат ан-Нусры" еще попадаются иностранцы, но все же это преимущественно сирийская группировка. По сравнению с ней ИГИЛ - куда более разношерстное формирование, от жестокости которого стынет кровь в жилах, говорится в статье. При этом организация активно развивается, безбоязненно вступая в конфликт с другими фракциями и совершая набеги на алавитские деревни.
"Их бойцы проникли в десяток изолированных алавитских селений, застрелив и зарезав 137 женщин, - сообщил Мальбрюно дипломат из Дамаска. - Разумеется, через два дня армия взяла ситуацию под котнроль, но массовое бегство жителей в Латтакию и Тартус вдохновило "Аль-Каиду", которая теперь планирует устраивать такие же карательные набеги на маленькие деревни христиан и алавитов в районе Хамы и Хомса".
"Связанные с "Аль-Каидой" группировки устранят всех противников", - предостерегает собеседник издания. И покушения на неугодных им главарей действительно начались, подтверждает журналист. За последние три недели убито около десяти полевых командиров, отказывавшихся встать под знамена "Аль-Каиды".
Одно можно сказать наверняка: хотя джихадисты не являются пока абсолютным большинством, они сильно превосходят остальных повстанцев по боевым качествам. "За время нашего исследования мы проехали всю страну с севера на юг, заглянув в Дамаск, и везде слышали одни и те же слова: один их боец стоит десяти других повстанцев", - приводит Мальбрюно слова Ламани.