"Сегодня политики и экономисты часто заявляют, что для того, чтобы страна могла выжить в условиях всемирной глобализации, ей необходимо быть как можно крупнее. Так было и во время дебатов о независимости Шотландии: мол, шотландская экономика с населением всего в 5,3 млн человек и ВВП примерно в 200 млрд долларов окажется нежизнеспособной. Однако величина сама по себе не является гарантом экономического успеха, - пишут Даниэль Экерт и Хольгер Цшепиц на страницах немецкой газеты Die Welt. - Многочисленные исследования в этой области, напротив, доказывают, что именно в маленьких государствах благополучие населения выше".
"Нам удалось выявить негативную корреляцию между величиной государства и ВВП на душу населения", - рассказывает аналитик швейцарского банка Credit Suisse Ричард Керсли. Проще говоря, чем больше население той или иной страны, тем беднее оно в принципе. В особенности это касается развитых стран. Так, в рейтинге Credit Suisse, учитывающем не только финансовую сторону, но и уровень образованности и средний уровень здоровья населения, на первом месте находится Норвегия, население которой лишь немного превышает 5 млн человек. За Норвегией в рейтинге идут Новая Зеландия с населением всего в 4,5 млн человек, Ирландия (4,7 млн), Швеция (почти 10 млн человек) и Швейцария (8 млн человек). Самыми богатыми же с точки зрения величины ВВП на душу населения оказались Монако с 36 тыс. жителей, где этот показатель составляет 159,4 тыс. долларов, Лихтенштейн с 37 тыс. жителей и 139,3 тыс. долларов на душу населения, Люксембург с его полумиллионом населения (121,4 тыс. долларов), а также Норвегия, Катар и Абу-Даби. Германия же довольствуется в этом списке лишь 23-м местом.
Маленькие государства, по словам Керсли, "более открыты для международной торговли, они выбирают для себя экономическую нишу и специализируются на определенных моделях развития". С ним соглашается и Питер Клепп из Центра анализа европейской политики: "У маленьких государств нет выбора, и для того, чтобы выжить в условиях всемирной конкуренции, им приходится быстрее приспосабливать свои структуры".
Уровень благосостояния населения определенного региона может возрасти и в случае его отделения от какой-либо крупной и богатой страны, говорится далее. Лучший пример тому - Словакия. Будучи частью Чехословакии, словацкая часть считалась самой бедной. Однако после распада Чехословакии в 1993 году уровень жизни в Словацкой Республике существенно возрос, обогнав даже некоторые другие восточноевропейские государства.