Похороны президента Польши Леха Качиньского ознаменовали собой исторический момент, пишет The Times. И не только из-за масштаба катастрофы, но и потому, что за неделю траура что-то изменилось в геополитическом ландшафте. Поляки и русские стали эмоционально ближе друг другу. Это неожиданное единение славян - и, прежде всего, осознание простыми русскими, что в отношении соседей в сталинскую эпоху совершались ужасающие преступления, может, конечно, иссякнуть. Но оно способно изменить взгляд Европы, сместить ее внимание с институционального строительства в сторону насущного вопроса о том, как европеизировать Россию.
"До недавнего времени Россия не понимала по-настоящему, почему диалог с Польшей так труден и почему поляки все время возвращаются к своей истории", - отметил Бартек Новак из Центра международных отношений в Варшаве.
Теперь, похоже, русские осознают это. Президент России Дмитрий Медведев был среди глав государств, приехавших на похороны Качиньского, - он тоже понимает, что в польско-российских отношениях происходят значительные перемены.
Польша пережила значительную модернизацию за последние годы. При дружественных отношениях с Кремлем и с российским народом это помогло бы в модернизации России и повлекло за собой цепную реакцию по всей Европе. "Поляки - немцы - русские, такова ось, которая определит будущее десятилетие в Европе", - полагает автор статьи Роджер Бойес.