Россия и Ирак близки к подписанию соглашения об экономическом сотрудничестве на сумму 40 млрд. долларов. Этот шаг может разозлить Вашингтон, который рассматривает возможность устранения режима Саддама Хусейна военными методами.
В выходные информационные агентства цитировали российских и иракских чиновников, которые рассказали, что их государства работают над пятилетним экономическим и торговым соглашением. Новый договор позволит расширить сотрудничество в нефтяном секторе, в электроэнергетике, в области строительства железных дорог. Российские официальные лица утверждают, что соглашение не будет противоречить санкциям, наложенным на Ирак после вторжения в Кувейт в 1990 г.
Администрация Буша спокойно отнеслась к этому заявлению. Директор по связям Белого дома Дэн Бартлетт сказал, что это не повлияет на отношения США и Москвы. Российские чиновники говорят, что будут соблюдать режим международных санкций в отношении Багдада. "Мы считаем, что все будет именно так", - заявил Бартлетт, выступая на канале АВС.
Однако эти приготовления показывают, что несмотря на дружбу России и США и поддержку, которую Кремль оказывает Вашингтону в области борьбы с терроризмом, отношения между двумя государствами остаются напряженными. Главной сложностью остаются отношения Москвы со странами, которые президент Буш назвал "осью зла".
Отношения начали портиться из-за того, что Россия продолжает сотрудничать с Ираном в области ядерной энергетики. В июле Москва сообщила о том, что планирует построить в Иране пять гражданских ядерных реакторов, не считая реактора в Бушере, на берегу Персидского залива, строительство которого уже начато. США, опасающиеся, что тем самым Россия поможет Ирану разрабатывать ядерное оружие, выразили резкий протест. После этого Россия временно отказалась от своих планов, заявив, что дальнейшее сотрудничество с Ираном будет зависеть от политических факторов.
В конце августа в Россию приедет Ким Чен Ир, лидер Северной Кореи, еще одного государства "оси зла". Это уже вторая поездка Ким Чен Ира в Россию за два года.
Россия выполняет режим санкций ООН, но на всякий случай поддерживает отношения с Ираком, потому что надеется, что Багдад расплатится по долгам советских времен, общая сумма которых - несколько миллиардов долларов. Кроме того Россия предлагает изменить программу ООН по обмену нефти на продукты питания, сделать ее более выгодной для Ирака.
Близкие отношения Москвы и Багдада показывают, насколько сложно будет Бушу получить поддержку союзников в случае вторжения в Ирак. Буш заявил, что у него нет конкретных планов нападения, но выразил желание сменить режим в Ираке. В первую очередь его беспокоят попытки Ирака создать оружие массового поражения.
Россия не является самым агрессивным критиком планов Буша, но Москва считает, что решать проблему Ирака следует дипломатическими методами. Она призывает Ирак пустить на свою территорию военных инспекторов ООН, изгнанных в 1998 г.
Некоторые американские аналитики говорят, что подписав экономическое соглашение с Ираком, Россия не будет пытаться помешать попыткам США свергнуть Хуссейна. Они предполагают, что Кремль попытается получить у администрации Буша гарантии того, что после свержения Саддама Россия получит крупную долю нефтяных контрактов.
Один американский аналитик, приезжавший в Москву в августе и беседовавший с российскими чиновниками, сказал, что Кремль не выработал четкой позиции по вопросу о том, следует ли свергать Саддама Хуссейна. Он заметил, что в первую очередь, независимо от того как будут разиваться события в Багдаде, Москва намерена защищать экономические интересы своей нефтяной промышленности.
По его словам, Россия опасается, что после того, как к власти в Ираке придет прозападное правительство, американские и европейские компании будут с выгодой для себя восстанавливать нефтяную систему Ирака. Таким образом, если США заинтересованы в том, чтобы Москва поддержала их планы смены режима в Багдаде, президенту Бушу придется договориться с президентом Путиным о том, какую роль будет играть Россия в Ираке после Саддама.
Московские политические обозреватели считают, что многие планы, предусматриваемые договором, не будут реализованы - у Ирака слишком мало денег, чтобы выполнять условия соглашения.