Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
19 августа 2004 г.

Юджин Мейзо | International Herald Tribune

Саакашвили идет по неверному пути

Объединение Грузии

С прошлого года мир следит за тем, как молодой динамичный президент Грузии Михаил Саакашвили пытается объединить страну и народ. В ноябре он устроил бескровный переворот, получивший название "революции роз", и сверг своего коррумпированного предшественника Эдуарда Шеварднадзе. В январе он одержал убедительную победу на президентских выборах. В мае Саакашвили изгнал лидера Аджарии Аслана Абашидзе и вернул республику под контроль Тбилиси. Эти достижения принесли Саакашвили доверие. Но будущим Грузии остается захватническая политика.

Хотя Аджарию удалось вернуть, взятие под контроль Абхазии и Южной Осетии, двух автономных республик Грузии, будет для Саакашвили гораздо более трудной задачей. Лидеры этих республик уже ведут борьбу жестче, чем Шеварднадзе и Абашидзе. В результате на прошлой неделе Саакашвили отдал своему флоту приказ топить все иностранные суда, направляющиеся в абхазский порт Сухуми, на том основании, что они вторгаются в территориальные воды Грузии. Тем временем грузинские войска ведут перестрелку с мятежниками вблизи столицы Южной Осетии Цхинвали.

Намерения Саакашвили ясны. Но, энергично добиваясь воссоединения с обеими республиками сразу, он ведет рискованную игру. Если планы Саакашвили по подчинению сепаратистов провалятся, другие меньшинства в Грузии могут тоже потребовать автономии, что сильно осложнит ситуацию.

Вернуть Абхазию и Южную Осетию будет нелегко. В отличие от Аджарии, эти республики имеют общую границу с Россией, и им легче получить помощь и защиту от российских опекунов. Обе республики считают, что они ближе к России, чем к Грузии. Обе предпочитают российский рубль грузинскому лари, живут по московскому, а не тбилисскому времени. (Чтобы справиться с этим, Саакашвили два месяца назад перевел часы во всей Грузии, и теперь она тоже живет по московскому времени.)

Но, пожалуй, самым важным фактором является то, что обе республики добились фактической автономии в результате кровопролитной гражданской войны с Грузией, которая закончилась в 1993 году. В ходе конфликта погибли тысячи военнослужащих, а 300 тыс. мирных жителей выгнали из их домов. У людей в Южной Осетии и, тем более, в Абхазии живы воспоминания о тех днях.

Если Саакашвили суждено объединить страну, ему придется тонко вести переговоры не только с Абхазией и Южной Осетией, но и с Россией. Огромная соседка Грузии, похоже, раздражается всякий раз, когда у ее границ начинает восстанавливаться порядок. Россия до сих пор считает, что суверенная Грузия входит в ее сферу влияния, и неоднократно пыталась помешать усилиям Грузии, направленным на воссоединение. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов настоял на роли посредника в переговорах Саакашвили с Шеварднадзе и Абашидзе, сделав языком их дипломатии русский, а не грузинский.

Между тем ни для кого не секрет, что Россия поставляет оружие двум автономным республикам Грузии. Считая амбиции Саакашвили угрозой, Россия недавно посоветовала молодому президенту не нарушать "суверенитет" Абхазии и Южной Осетии. Единственным предметом торга для Саакашвили является стратегически важная граница его страны - граница с Чечней. Грузия может разрешить чеченцам проход по ее территории, дав им возможность укрыться от российских бомб.

Для воссоединения придется гарантировать Абхазии и Южной Осетии почти полную автономию в составе Грузии, что по существу является гранью суверенитета. И Саакашвили придется временно отказаться от некоторых амбиций, чтобы удовлетворить Россию. Например, он неоднократно публично заявлял о своем желании вступить в НАТО. Для России это звучит оскорбительно, особенно когда Саакашвили, не переведя духа, говорит, что ни одна иностранная армия не имеет права разворачивать военные базы или войска на территории Грузии. У России остается в Грузии две базы, и маловероятно, что она закроет их, зная, что на их месте может появиться база НАТО.

Пока наилучшим решением для Саакашвили является движение по пути демократии. Если молодому президенту удастся гарантировать свободные и честные выборы, обуздать коррупцию и повысить уровень жизни людей, западные институты предложат его стране присоединиться к ним, а не наоборот, а зарубежная помощь сама придет к его порогу.

Когда наступит этот момент, Абхазия и Южная Осетия, может быть, и откажутся воссоединиться с Грузией, но на это раз в проигрыше будут они.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru