Российский сжиженный природный газ будет поставляться через Тихий океан и поступать в Калифорнию, переговоры по этому контракту находятся на "очень продвинутой стадии".
Газ будет поступать в терминал в Северной Мексике с завода на Сахалине, который начнет работать в 2007 году и станет первым российским заводом, использующим технологию охлаждения газа для транспортировки, отметил Энди Калиц, коммерческий директор Sakhalin Energy Investment Company, производственного консорциума, возглавляемого Royal Dutch/Shell.
Хотя этим летом отдельные танкеры с нефтью пересекали Тихий океан, направляясь с Сахалина на Гавайи и Аляску, новая сделка поднимет на новый уровень нерешительные усилия России и США по сотрудничеству в сфере энергетики.
"Мы готовы поставлять газ и нефть напрямую в Соединенные Штаты, - заявил во вторник Александр Лосюков, российский посол в Японии, намекая на газовый контракт, который получил официальное одобрение России в прошлом месяце. - Мы хотим быть надежным поставщиком, возможно, более надежным, чем Ближний Восток".
Покупатель, совместное предприятие Shell-Sempra Energy, окончательно одобрит контракт в сентябре. К декабрю эта компания приступит к строительству регазификационного завода в Мексике стоимостью 600 млн долларов. Завод в Энсенаде, в 80 милях от Сан-Диего, будет возвращать суперохлажденный сжиженный газ в газообразное состояние, и затем газ по газопроводу будет поступать в Северную Мексику и Южную Калифорнию. Завод будет готов к 2007 году - в том же году, когда будет введен в эксплуатацию сахалинский завод по другую сторону Тихого океана.
"Мы предлагаем гораздо более низкую стоимость транспортировки, - отметил Калиц в среду по телефону с Сахалина, добавив, что новый завод будет находиться на расстоянии всего 12 дней морского пути по сравнению с 20 днями из Австралии или 27 днями из Катара. - Это также политическое решение. Из какой части мира вы хотите получать энергию? Из Катара или Индонезии? Или из России или Австралии?"
К этому вопросу во время визита в Москву обратился в июне Спенсер Абрахам, министр энергетики США. "Наша цель - диверсифицировать доступ к экспорту энергии из других стран", - указал он.
В свете того, что цена на нефть приближается к 50 долларам за баррель, сейчас американцы соперничают с японцами, китайцами и корейцами за контракты на Сахалине, нефтяные и газовые резервы которого порой сравнивают с Северным склоном Аляски.
"Сахалинская нефть скоро будет поставляться в Японию", - сообщил во вторник Соити Накагава, японский министр экономики, торговли и промышленности, во время визита на Сахалин - первого визита на остров высокопоставленного японского правительственного чиновника с окончания Второй мировой войны. Японские компании являются миноритарными акционерами Sakhalin Energy и нефтегазового проекта ExxonMobil.
"Поскольку мы соседи, все экономические сектора очень перспективны", - заявил он, прежде чем осмотреть производственные платформы и зону строительства предприятия по производству сжиженного газа, в которые Япония инвестирует 22 млрд долларов.
В пятницу компания Korea Gas Corporation, крупнейший в мире покупатель сжиженного природного газа, также присматривающаяся к Сахалину, планирует пригласить компании подавать заявки на участие в конкурсе на получение 20-летнего контракта стоимостью 25 млрд долларов для работы на Сахалине. Так как в течение следующих 15 лет, как ожидается, потребность Южной Кореи в энергии удвоится, Kogas с большим интересом смотрит на Сахалин, который находится всего в 3 днях пути по морю.
Kogas и "Газпром", российская газовая экспортная компания, этим летом провели переговоры о строительстве 5-миллиардного газопровода, по которому нефть может доставляться с Сахалина в Корею.
Из Китая, где к 2020 году спрос на природный газ возрастет в пять раз, до 21 млрд кубических метров, Sinopec, крупная государственная энергетическая компания, направила на Сахалин в прошлом году три делегации. В ближайшее время она, как ожидается, выступит с предложением включиться в проект, в котором участвуют Shell и две японские компании, Mitsubishi Corporation и Mitsui & Company.
"Почему бы не Китай, который находится так близко и испытывает огромную потребность в энергетических ресурсах? - заметил в интервью Лосюков, отметая опасения по поводу того, что Москва может наложить вето на крупные китайские инвестиции в энергетику. - Япония и Китай - это наши самые перспективные партнеры в энергетической сфере. Мы не ходим занимать чью-либо сторону в этом своего рода соревновании".
Однако многие нефтяные эксперты полагают, что битва за ресурсы в этом регионе только начинается.
"Конкуренция в сфере энергии, особенно нефти, между Китаем и Японией на глобальной арене неизбежна, - отметил в прошлом месяце в газете The China Daily обозреватель Чжан Кэси. - Похоже, что Китай всегда будет наталкиваться на соперничество Японии на мировом энергетическом рынке, как это демонстрирует спор между Китаем и Японией вокруг маршрута нефтепровода".
Создается впечатление, что первый раунд в этой борьбе Китай проиграл. Россия хочет построить нефтепровод в тихоокеанский регион для экспорта нефти из Восточной Сибири. Опасаясь, что нефтепровод в Китай привяжет Россию к одному-единственному покупателю, Москва хочет вывести его в свой тихоокеанский порт Находка, откуда нефть можно будет поставлять на различные рынки, включая США. Администрация Буша приветствует вариант с Находкой, так как восточносибирская нефть может стать новым источником для западного побережья США.
"Весь проект находится на финальных стадиях подготовки, - заявил российский посол, говоря о нефтепроводе стоимостью 12 млрд долларов и протяженностью 2500 миль, финансируемом, в основном, японскими деньгами. - Окончательное решение будет оглашено в начале осени, вероятно в сентябре или октябре".
Морские поставки нефти начнутся из бухты Перевозной, порта около Находки, в 2006 году, на четыре года раньше, чем планировалось первоначально. С таким заявлением в прошлом месяце выступила "Транснефть", российская государственная транспортная компания. В следующем году около озера Байкал начнутся работы над первыми 600 милями нефтепровода.
Этим летом Япония направила в Россию 75 млн долларов для оценки нефтяных резервов вдоль маршрута нефтепровода.
В прошлом месяце президент "Российских железных дорог" Геннадий Фадеев объявил, что для ускорения поставок нефти на рынок в период строительства нефтепровода в усовершенствование Транссибирской железной дороги будет вложено 140 млн долларов. По железной дороге нефть будет доставляться от того места, где заканчивается построенный участок нефтепровода, в порт Перевозная.
Япония и Южная Корея, которые равноудалены от Владивостока, импортируют всю свою нефть преимущественно с Ближнего Востока. Китай, который расположен немного дальше, в последние годы превратился из страны-экспортера нефти во второго крупнейшего после США импортера. К 2020 году Китай будет импортировать половину требующейся нефти.
Следующим летом ExxonMobil планирует начать добычу нефти на месторождении около Сахалина. Объем производства будет в среднем 250 тыс. баррелей в сутки, что эквивалентно 3% общей выработки России.