В четверг Китай и Россия начали беспрецедентные совместные учения, цель которых - продемонстрировать мощь их вооруженных сил и расширяющиеся стратегические отношения.
Китайские СМИ утверждали, что восьмидневные учения с участием почти 10 тыс. военнослужащих помогут подготовиться к будущей китайско-российской борьбе с "терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом".
Учения также демонстрируют укрепление стратегических связей между Москвой и Пекином, которые за последние 15 лет забыли о прежней вражде ради того, чтобы сотрудничать в различных сферах, от дипломатии до торговли оружием.
"По существу, учения это следующий шаг в развитии отношений, начавшемся со сближения в начале 1990-х годов", - сказал Роберт Карниол, региональный редактор еженедельника Jane's Defence Weekly.
Учения "Мирная миссия - 2005", начавшиеся в российском порту Владивосток и перетекающие в маневры в китайской провинции Шандун и у ее побережья, являются для Москвы шансом продать свою военную технику китайской Народной освободительной армии.
По-видимому, Россия особенно заинтересована в продаже Китаю стратегических бомбардировщиков Ту-95 (Bear) и Ту-22M3 (Backfire), которые редко появляются на учениях и являются средствами доставки ядерных и обычных вооружений.
Китайские ВВС в последние годы достигли значительного прогресса в модернизации парка своих истребителей, закупив высокотехнологичные российские самолеты, но они по-прежнему эксплуатируют устаревшие бомбардировщики, созданные на основе советских разработок.
Использование российских тяжелых бомбардировщиков дает представление о масштабах учений, сочетающих в себе наземную, морскую и воздушную операции.
Пекин и Москва подчеркивают, что учения не направлены против третьей страны, но эти заверения не успокоили Тайвань, вокруг которого сосредоточено китайское военное развитие. Пекин, который претендует на суверенитет над Тайванем, давно угрожает вторжением на остров, если он попытается формализовать свою фактическую независимость.
В четверг информационное агентство "Синьхуа" процитировало начальника китайского генштаба Ляня Гуангли, заявившего, что учения повысят способность России и Китая совместно бороться с "международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом".
"Синьхуа" процитировало также Сергея Гончарова, высокопоставленного российского дипломата в Пекине, который сказал, что цель учений - подготовка к совместной борьбе против террористов, сепаратистов и экстремистов. Такие группировки представляют растущую угрозу для членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда также входят Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
"Пусть они посмотрят на наши совместные учения и подумают, стоит ли продолжать свою деятельность, - заявил Гончаров. - Мы надеемся, что совместные учения охладят пыл террористов, сепаратистов и экстремистов".
Подобные комментарии усилят опасения американских наблюдателей по поводу того, что укрепление китайско-российских связей является потенциальной угрозой господству Вашингтона в Азии. ШОС уже пытается играть более заметную дипломатическую роль и в июле потребовала от США установить сроки вывода своих войск из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
Однако аналитики полагают, что вероятность совместной операции китайской и российской армий в обозримом будущем невелика.
"Значение китайско-российских учений не следует преувеличивать. Россия не станет воевать на стороне Китая, и у Китая хватит ума не просить Россию воевать на его стороне", - заявил Шен Диньли, профессор международных отношений в китайском Университете Фудан.
Несмотря на сближение, в китайско-российских отношениях присутствует глубокое недоверие, и некоторые представители Китая утверждают, что значительная часть российского Дальнего Востока по праву принадлежит Пекину.