Вчера российские власти сообщили об обнаружении пропавшего сухогруза Arctic Sea и аресте 8 человек, якобы причастных к его захвату. Однако методы и мотивы захватчиков остаются неясными, и слухи о том, что судно везло тайный груз, не утихают. По мнению комментаторов, угон судна был инсценирован с целью замести следы незаконных поставок и причастности к ним высокопоставленных лиц.
Версия о спасении российскими властями сухогруза Arctic Sea стала вызывать сомнения, утверждает The Independent. Противоречивые и уклончивые заявления Москвы наводят на предположение, что якобы захваченный корабль вез тайный груз, отмечает корреспондент Шон Уолкер.
"Методы и мотивы захватчиков остаются неясными, и слухи, что судно везло тайный груз, не утихают", - пишет газета. Из российской версии следует, что арестованные 8 человек, среди которых четверо эстонцев, двое латышей и двое русских, - те же люди, которые 24 июля ворвались на судно, избили и допросили команду. Однако ранее сообщалось, что эти люди покинули сухогруз спустя 12 часов. К тому же они общались с командой на английском языке, что странно для граждан России и стран Балтии. Кроме того, мальтийское морское управление вчера вечером признало, что в действительности сухогруз никуда не исчезал: просто органы, которые вели расследование, скрывали информацию, опасаясь за жизнь людей и сохранность судна.
Одна из главных загадок - почему, если судно было захвачено еще 24 июля, никому из экипажа не удалось об этом сообщить, хотя сухогруз находился в зоне покрытия мобильных сетей. Российские эксперты заподозрили, что судно везло незадекларированный груз - наркотики, оружие или радиоактивные материалы - и что к делу причастны высокопоставленные лица. Известно лишь, что в Финляндию за грузом древесины Arctic Sea пришел из Калининграда, скандально известного как центр контрабанды.
В статье перечислены еще несколько загадок: почему 24 июля экипаж сообщил компании-оператору судна - Solchart - что вновь контролирует корабль? Почему Solchart проинформировали о попытке захвата лишь через трое суток? Почему выкуп потребовали так поздно?
Неизвестно, что сообщили лица, захватившие судно, шведской полиции, которая, видимо, связывалась с ними не менее двух раз. О втором сеансе связи, состоявшемся на прошлой неделе, полиция не только не сообщает подробностей, но даже не отвечает на вопрос, сочла ли она корабль находящимся под контролем пиратов, пишет газета.
Что же произошло на самом деле, задается вопросом австрийская Der Standard, поднимающая сегодня тему освобождения судна Arctic Sea, якобы захваченного пиратами.
Сейчас выясняется, что пираты не покидали Arctic Sea и что корабль не терялся - общественность была сознательно введена в заблуждение. Неудивительно, говорится далее в статье, что официальной версии о том, что на корабле была просто древесина стоимостью в 1,3 млн евро, почти никто не верит - "вид груза и его стоимость не соответствуют риску, на который пошли пираты". Тем более, как сообщается, они не были вооружены.
Поэтому ширятся слухи, что на борту судна были наркотики, оружие для одной из западноафриканских стран или даже ядерное оружие.
Таинственная одиссея сухогруза Arctic Sea выглядит еще загадочнее после его гипотетического освобождения, отмечает The Guardian.
Михаил Войтенко, один из ведущих российских консультантов по борьбе с пиратством, сообщил, что после разговора с некоторыми членами экипажа по-прежнему озадачен последовательностью событий. "Судя по уровню операции, в ней участвовали какие-то серьезные силы - не коммерческие или бандитские структуры", - сказал он. По словам лондонского эксперта Дэвида Ослера, в историю с пиратами никто не верит. Официальное сообщение, что в момент обнаружения судна экипаж не находился под контролем вооруженных людей, усугубляет загадку: "если окажется, что команду ни к чему не принуждали, это будет еще один удивительный сюжетный поворот", - заметил Ослер.
По одной из версий, российские секретные службы использовали сухогруз Arctic Sea для контрабанды оборудования, возможно, ядерного, пишет Daily Mail.
Но они опасались, что западная разведка узнала об этом, и потому судно было "захвачено", указывает издание.
Как полагает морской эксперт Михаил Войтенко, угон был бы не под силу банде уголовников. "Я думаю, тут замешаны государства и государственные интересы", - приводит издание его слова.
Конец одиссеи Arctic Sea знаменует начало вопросов, полагает Le Monde. "Как корабль водоизмещением 4000 тонн мог исчезнуть в Атлантике? Кто организовал нападения? В то время как сценарий пиратского захвата, первого в своем роде в Балтийском море, представляется как минимум невероятным, российские аналитики выдвигают версию сведения мафиозных счетов", - рассуждает корреспондент Мари Жего.
"Однако какой коммерческий спор мог вынудить российские власти прибегнуть к таким средствам?" - задается вопросом издание. Медведев приказал найти Arctic Sea любой ценой. Все российские военные корабли в Атлантике были мобилизованы, а атомные подлодки приведены в состояние боеготовности. "Этого не случалось со времен Карибского кризиса. И все это - ради груза древесины стоимостью 1,3 млн долларов?"
Подобная мобилизация, по мнению газеты, вызывает вопросы относительно природы груза. Некоторые в Москве, отмечает автор статьи, говорят о поставках оружия Ирану, что кажется нелогичным, так как проще осуществить их через Каспийское море. Кроме того, таинственный груз мог быть погружен на борт Arctic Sea в Калининграде, где корабль стоял на ремонте. "Чем дальше, тем больше это напоминает конфликт интересов нескольких российских группировок", - приводит издание слова специалиста по морской безопасности Дэвида Ослера.