Когда 19 августа 1991 года в 7:00 государственные телеканалы стали транслировать балет "Лебединое озеро", многие россияне заподозрили, что в их стране не все в порядке: и действительно, начался московский путч, организованный группой руководителей-консерваторов, стремившихся положить конец развалу СССР, пишет Le Figaro. "Государственный переворот продолжался всего несколько часов, а его видимые следы исчезли через три дня. Плохо подготовленные, переоценившие свои силы и недооценившие демократический порыв населения, собравшегося перед зданием парламента, путчисты, хотевшие избежать кровопролития, довольно быстро поняли, что пошли не тем путем, - отмечает корреспондент Пьер Авриль. - 22 августа Михаил Горбачев вернулся в столицу, чтобы узнать, что его кресло уже занял его "близкий враг" Борис Ельцин. Реакционный советский путь был закрыт, и демократия пыталась проложить себе дорогу".
Годовщину этих двойственных для национального сознания событий отмечает сегодня Россия. "И народ, и российские власти отвергли эту страницу истории. Это период слишком сложный для понимания, и неясно, был он позитивным или негативным", - приводит газета слова историка "Мемориала" Бориса Беленкина. Истоки такой двойственности следует искать в референдуме 17 марта 1991 года, когда 76% жителей СССР высказались за сохранение Союза, тогда как союзные республики уже начали свое беспорядочное бегство. Хотя Берлинская стена уже рухнула, Москва явно была не готова взять пример с Запада. Кроме того, лавировавший между двумя лагерями Горбачев был дискредитирован: реформаторы считали его трусом, а старая гвардия - камикадзе и разрушителем страны. "Мы не планировали государственный переворот, а пытались соблюсти волю народа, выраженную на референдуме, и противостоять предателям, обманом завладевшим нашей страной и всеми силами готовившим смену режима", - сказал в интервью Le Figaro один из путчистов, Василий Стародубцев, ныне депутат Госдумы от КПРФ. "Я жалею, что не смог спасти страну", - признался Стародубцев.
Путч только ускорил распад СССР, поставив последнюю точку в его существовании, считает Беленкин. "Встав во главе Российской Федерации, Борис Ельцин взял власть и ускоренным маршем двинулся вон из социализма. Шоковая терапия обескровила значительную часть населения. Ее последствия затенили демократические достижения 1990-х и низвели путч чуть ли не до анекдотического эпизода российской истории", - пишет Пьер Авриль. Гражданские выступления 19 августа вопреки ожиданиям не переросли в контрреволюцию. И хотя 22 августа манифестанты сбросили с постамента статую основателя ЧК Феликса Дзержинского, 20 лет спустя страной продолжает руководить бывший подполковник КГБ, замечает он в заключение.