"Владимир Якунин казался вечным: создавалось впечатление, что он не мог сделать ничего такого, что пошатнуло бы его положение в системе, построенной президентом Владимиром Путиным для управления Россией. Однако теперь он уходит с высшего поста в государственной железнодорожной компании после десяти лет халатного управления ею", - пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
"Путин, возможно, осознает, что трудные времена в экономике требуют лучших управленцев, чем его приятели, и, чтобы остаться у власти, ему нужно дистанцироваться от созданной им олигархии", - предполагает журналист.
Ни одна из российских госкорпораций никогда не будет изучаться в школах бизнеса как пример образцового управления, иронизирует автор, и ОАО "РЖД" при Якунине - не исключение.
"Железнодорожная сеть немного расширилась за десятилетие его руководства, но средняя скорость, с которой по ней проходят товарные составы, снизилась на 5% с 2004 по 2014 годы, что обусловливает неэффективную эксплуатацию", - говорится в статье. В прошлом году "РЖД" потеряла 99 млрд рублей. Якунин списал это на решение правительства заморозить железнодорожные тарифы для нефтяных компаний, но истинная проблема заключалась в том, что он за время пребывания на своем посту позволил почти втрое увеличить эксплуатационные расходы компании и они росли быстрее, чем доходы, пишет Бершидский.
Автор статьи также упоминает антикоррупционные разоблачения Алексея Навального, в том числе, строительство Якуниным особняка с отдельным "шубохранилищем", которое стало "популярным мемом, описывающим коррупцию путинской эпохи".
И Якунин, и глава "Роснефти" Игорь Сечин отказались декларировать свои доходы и недвижимость в прошлом году, после того как правительство потребовало этого от менеджеров госкорпораций, напоминает Бершидский. "Якунин даже пригрозил ранее в этом году уйти из "РЖД" в частный сектор, если эти требования сохранятся", - напоминает автор.
"Последней каплей, возможно, стал скандал, разразившийся ранее в этом месяце, когда антикоррупционное бюро Латвии задержало главу государственной железнодорожной компании страны Угиса Магониса, женатого на племяннице Якунина. Вскоре последовало заявление "РЖД" о прекращении транзита грузов в латвийские порты - якобы из-за плохого состояния железных дорог балтийского государства", - говорится в статье.
"Выбор нового главы российской системы железных дорог ответит на важный вопрос: требует ли Путин по-прежнему, в первую очередь, личной преданности, или же он начал придавать особое значение компетентности? России нужно основательно подготовиться к длительному периоду низких цен на энергоносители, а это означает, что более строгий контроль над расходами - в том числе борьба с коррупцией - станет необходимым в головных госкорпорациях. Если Якунина сменит технократ без личных связей с Путиным, то перемены в "Газпроме" и "Роснефти", возможно, также станут неизбежными. Если же место Якунина унаследует другой "дружок", это будет означать, что Путин все еще курсирует без компаса, надеясь на свою пропагандистскую машину, чтобы сохранить власть любой ценой", - подытоживает Бершидский.